Социальная ситуация развития в дошкольном учреждении как фактор адаптации первоклассников к школе
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v5i23.777Ключевые слова:
социальная ситуация развития, дошкольная образовательная среда, адаптация к школе, дошкольник, первоклассникАннотация
Выявлена специфика образовательной среды при разных программах воспитания и обучения в дошкольном учреждении и в домашних условиях, определены мотивационный, социальный и эмоциональный компоненты адаптации первоклассников к школе (N = 310). Показано, что особенности социальной ситуации развития дошкольников оказывают существенное влияние на их отношение к учебной деятельности, одноклассникам и учителю. По результатам исследования, характерная для дошкольного учреждения образовательная среда способствует принятию позиции школьника и успешной адаптации к школе, в то время как условия домашнего воспитания не полностью обеспечивают адаптационный процесс. Содержание программ, реализуемых в дошкольных учреждениях, влияет на все стороны адаптации к школе – отношение к учебной деятельности, к учителю и одноклассникам, на степень удовлетворенность посещением школы в целом.
Скачивания
Литература
Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. St. Petersburg: Piter, 2008. (in Russian)
D'yachenko O.M. (Ed.). Razvitie: Programma novogo pokoleniya dlya doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdenii. Moscow: Gnom i D, 2000. (in Russian)
Golubeva N.A., Martsinkovskaya T.D. Informational socialization: the psychological approach. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2011, No. 6 (20), 1. http://psystudy.ru. (in Russian, abstr. in English)
Gutkina N.I. Psikhologicheskaya gotovnost' k shkole. St. Petersburg: Piter, 2004. (in Russian)
Karabanova O.A. PhD dissertation (Psychology). Moscow State University, Moscow, 2002. (in Russian)
Koblik E.G. Pervyi raz v pyatyi klass! Programma adaptatsii detei k srednei shkole. Moscow: Genezis, 2007. (in Russian)
Ovcharova R.V. Prakticheskaya psikhologiya v nachal'noi shkole. Moscow: Sfera, 1996. (in Russian)
Paramonova L.A. (Ed.). “Programma Istoki”. Bazis razvitiya rebenka-doshkol'nika. Moscow: Prosveshchenie, 2003. (in Russian)
Petrovskii A.V. (Ed.). Psikhologicheskii leksikon. Moscow: Per Se, 2006. Vol. 1–6. (in Russian)
Prikhozhan A.M. Trevozhnost' u detei i podrostkov: psikhologicheskaya priroda i vozrastnaya dinamika. Voronezh: MODEK, 2000. (in Russian)
Rubtsov V.V. Obrazovatel'naya sreda shkoly kak faktor psikhicheskogo razvitiya uchashchikhsya. Moscow: PI RAO, 2007. (in Russian)
Slobodchikov V.I. Ekologicheskaya psikhologiya. Proceedings of the 2nd Conference, Moscow, 2000. pp. 172–176. (in Russian)
Tsylev V.R. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2000, No. 1, 71–77. (in Russian)
Ulanovskaya I.M. Nachal'naya shkola: plyus-minus, 2002, No. 1, 3–7. (in Russian)
Vasil'eva M.A. (Ed.). Programma vospitaniya i obucheniya v detskom sadu. Moscow: Vospitanie doshkol'nika, 2005. (in Russian)
Venger A.L., Tsukerman G.A. Psikhologicheskoe obsledovanie mladshikh shkol'nikov. Moscow: Vlados-Press, 2001. (in Russian)
Vygotsky L.S. Problema vozrasta. Moscow: Pedagogika,1984. (in Russian)