Эффективность выполнения различных письменных задач у пациентов с сенсорной аграфией

Авторы

  • Юрий Микадзе
  • Елена Козинцева
  • Анатолий Скворцов
  • Анна Власова
  • Мария Иванова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v7i33.649

Ключевые слова:

нейропсихология, аграфия, сенсорная афазия, целостный подход, физиология активности, культурно-исторический подход, многозначность симптома

Аннотация

Излагаются результаты исследования нарушений письменной речи у больных с сенсорной афазией. Теоретическим источником исследования явилась попытка интеграции основных положений целостного подхода психологии, физиологии активности и культурно-исторической концепции. Такой подход позволил анализировать нарушения письменной речи в контексте содержания выполняемых человеком культурно-исторически заданных задач. Было показано, что такого рода задачи закономерным образом изменяют симптоматику сенсорной аграфии. В качестве причин такого изменения рассматриваются: 1) компонентные перестройки письменной речи; 2) использование разных стратегий письма. Рассмотрение стратегий письма в качестве причин изменения симптоматики при аграфии позволяет подойти к обсуждению проблемы многозначности симптома.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Юрий Микадзе

Микадзе Юрий Владимирович. Доктор психологических наук, профессор, кафедра нейрои патопсихологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: ymikadze@yandex.ru

Елена Козинцева

Козинцева Елена Георгиевна. Медицинский психолог, отделение медицинской психологии, Центр патологии речи и нейрореабилитации, ул. Николоямская, д. 20, 109240 Москва, Россия. E-mail: ekozintseva@gmail.ru

Анатолий Скворцов

Скворцов Анатолий Анатольевич. Кандидат психологических наук, старший преподаватель, кафедра общей и экспериментальной психологии, факультет психологии, Высшая школа экономики (Национальный исследовательский университет), ул. Мясницкая, д. 20, 101000 Москва, Россия. E-mail: skwortsow@mail.ru

Анна Власова

Власова Анна Владимировна. Медицинский психолог, отделение медицинской психологии, Центр патологии речи и нейрореабилитации, ул. Николоямская, д. 20, 109240 Москва, Россия. E-mail: fidji99@mail.ru

Мария Иванова

Иванова Мария Васильевна. Кандидат психологических наук, cтарший научный сотрудник, научно-учебная лаборатория нейролингвистики, факультет филологии, Высшая школа экономики (Национальный исследовательский университет), ул. Мясницкая, д. 20, 101000 Москва, Россия. E-mail: mkolman@yandex.ru

Литература

Akhutina T.V. In: Pis'mo i chtenie: trudnosti obucheniya i korrektsiya. Moscow: Mosk. psikhol.-sots. institut, 2001. pp. 7−20. (in Russian)

Akhutina T.V., Inshakova O.B. Neiropsikhologicheskaya diagnostika, obsledovanie pis'ma i chteniya mladshikh shkol'nikov. Moscow: V.Sekachev, 2008. (in Russian)

Anokhin P.K. Obshchie printsipy kompensatsii narushennykh funktsii i ikh fiziologicheskoe obosnovanie. Moscow: APN RSFSR, 1955. (in Russian)

Anokhin P.K. Ocherki po fiziologii funktsional'nykh sistem. Moscow: Meditsina, 1975. (in Russian)

Anokhin P.K. Printsipial'nye voprosy obshchei teorii funktsional'nykh sistem. Moscow: Nauka, 1971. (in Russian)

Assmann J. Kul'turnaya pamyat': Pis'mo, pamyat' o proshlom i politicheskaya identichnost' v vysokikh kul'turakh drevnosti. Moscow: Yazyki slavyanskoi kul'tury, 2004. (in Russian)

Beauvois M.F., Derouesne J. Lexical and orthographic agraphia. Brain, 1981, 104(1), 21–49.

Bein E.S. In: Voprosy kliniki i patofiziologii afazii. Moscow: Medgiz, 1961. pp. 117–I39. (in Russian)

Bernstein N.A. Biomekhanika i fiziologiya dvizhenii: Izbrannye psikhologicheskie trudy. Moscow: Mosk. psikhol.-sots. institut, 2008. (in Russian)

Bernstein N.A. O lovkosti i ee razvitii. Moscow: Fizkul'tura i sport, 1991. (in Russian)

Brudnyi A.A. Semantika yazyka i psikhologiya cheloveka. Frunze: Ilim, 1972. (in Russian)

Bub D., Kertezs A. Deep agraphia. Brain and Language, 1982, 17(1), 146–165.

Caramazza A. Some aspects of language processing revealed through the analysis of acquired aphasia: The lexical system. Annual Review of Neuroscience, 1988, 11(1), 395–421.

Coltheart M., Caramazza A. (Eds.). Cognitive neuropsychology twenty years on. Hove: Psychology Press, 2006.

Coltheart M., Rastle K., Perry C., Langdon R., Ziegler J. Review DRC: A dual route cascaded model of visual word recognition and reading aloud. Psychological Review, 2001, 108(1), 204–256.

Critchley M. Afaziologiya.Moscow: Meditsina, 1974. (in Russian)

Ellis A.W. Spelling and writing (and reading and speaking). In: A.W. Ellis (Ed.), Normality and pathology in cognitive function. London: Academic Press, 1982.

Finger S. Origins of neuroscience: A history of explorations into brain function. Oxford: Oxford University Press, 1994.

Goldstein K. Human nature in the light of psychopathology. Cambridge, Massachusetts: Рarvard University Press, 1951.

Head H. Aphasia and kindred disorders of speech. 2 vols. Cambridge: Univ. Press, 1926.

Houghton G., Zorzi M. Normal and impaired spelling in a connectionist dual-route architecture. Cognitive Neuropsychology, 2003, Vol. 20(2), 115–162.

Istrin V.A. Vozniknovenie i razvitie pis'ma. Moscow: Nauka, 1965. (in Russian)

Jackson J.H. Izbrannye raboty po afazii. St. Petersburg: Niva, 1996. (in Russian)

Jackson N.E., Coltheart M. Routes to reading success and failure: Toward an integrated cognitive psychology of atypical reading. New York, NY: Psychology Press, 2001.

Khomskaya E.D. Neiropsikhologiya. Moscow: Mosk. gos. universitet, 1987. (in Russian)

Klix F. Probuzhdayushcheesya myshlenie. U istokov chelovecheskogo intellekta. Moscow: Progress, 1983. (in Russian)

Koffka K. Osnovy psikhicheskogo razvitiya. Moscow: AST-LTD, 1998. (in Russian)

Köhler W. Issledovanie intellekta chelovekopodobnykh obez'yan. Moscow: AST-LTD, 1998. (in Russian)

Kussmaul A. Rasstroistva rechi. Opyt patologii rechi. Kiev: Izdanie vracha B.A.Khavkina, 1879. (in Russian)

Leontiev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moscow: Smysl, 2004. (in Russian)

Leontiev A.N. Filosofiya psikhologii. Moscow: Mosk. gos. universitet, 1994. (in Russian)

Leontiev A.N. Problemy razvitiya psikhiki. Moscow: Mosk. gos. universitet, 1981. (in Russian)

Lewin K. Dinamicheskaya psikhologiya. Moscow: Smysl, 2001. (in Russian)

Lichtheim L. On aphasia. Brain, 1885, Vol. 7(4), 433–484.

Likhachev D.S. Voprosy istorii. 1951, No. 12, 30–55. (in Russian)

Luria A.R. Ocherki psikhofiziologii pis'ma. Moscow: APN RSFSR, 1950. (in Russian)

Luria A.R. Mozg cheloveka i psikhicheskie protsessy. Moscow: Pedagogika, 1970. (in Russian)

Luria A.R. Osnovy neiropsikhologii. Moscow: Mosk. gos. universitet, 1973. (in Russian)

Luria A.R. Pis'mo i rech'. Neirolingvisticheskie issledovaniya. Moscow: Akademiya, 2002. (in Russian)

Luria A.R. Travmaticheskaya afaziya. Moscow: AMN CSCP, 1947. (in Russian)

Luria A.R. Vysshie korkovye funktsii cheloveka. St. Petersburg: Piter, 2008. (in Russian)

Luzzatti С. Acquired reading and writing disorders. In: Br. Stemmer, H.A. Whitaker (Eds.), Handbook of the neuroscience of language. Amsterdam: Academic Press, 2008, 209–218.

Lyashevskaya O.N., Sharov S.A. Chastotnyi slovar' sovremennogo russkogo yazyka (na materialakh Natsional'nogo korpusa russkogo yazyka). Moscow: Azbukovnik, 2009. (in Russian)

Lyaudis V.Ya., Negure I.P. Psikhologicheskie osnovy formirovaniya pis'mennoi rechi u mladshikh shkol'nikov. Kishinev: Shtiintsa, 1983. (in Russian)

Mazunova L.K. Pis'mo kak sposob i sredstvo sokhraneniya fenotipa “chelovek kul'turnyi”. Moscow: Nauka, 2006. (in Russian)

Morton J. Interaction of information in word recognition. Psychol Rev., 1969, 76(2), 165–178.

Morton J. The logogen model and orthographic structure. In: U. Frith (Ed.), Cognitive processes in spelling. London: Academic Press, 1980. pp. 117–133.

Rapcsak S.Z., Beeson M.B., Henry M.L., Leyden A., Kim E., Rising K., Andersen S., Cho H.S. Phonological dyslexia and dysgraphia: cognitive mechanisms and neural substrates. Cortex, 2009, 45, 575–591.

Rapcsak S.Z., Henry M.L., Teague S.L., Carnahan S.D., Beeson P.M. Do dual-route models accurately predict reading and spelling performance in individuals with acquired alexia and agraphia? Neuropsychologia, 2007 June 18, 45(11), 2519–2524.

Roeltgen D. Agraphia. In: K.M. Heilman, E. Valenstein (Еds.), Clinical Neuropsychology. New York: Oxford University Press, 2003, 126–143.

Shallice T. Phonological agraphia and the lexical route in writing. Brain, 1981, 104(3), 413–429.

Tainturier M.J., Rapp B. The spelling process. In: B. Rapp (Eds.), The handbook of cognitive neuropsychology: What deficits reveal about the human mind. Philadelphia: Psychology Press, 2001.

Tsvetkova L.S. Afaziologiya: sovremennye problemy i puti ikh resheniya. Moscow: Mosk. psikhol.-sots. institut, 2002. (in Russian)

Tsvetkova L.S. Afaziya i vosstanovitel'noe obuchenie. Moscow: Mosk. gos. universitet, 1988. (in Russian)

Tsvetkova L.S. Neiropsikhologiya scheta, pis'ma i chteniya: narushenie i vosstanovlenie. Moscow: Mosk. psikhol.-sots. institut, 2005. (in Russian)

Tsvetkova L.S., Akhutina T.V., Pylaeva N.M. Metodika otsenki rechi pri afazii. Moscow: Mosk. gos. universitet, 1981. (in Russian)

Tsvetkova L.S., Glozman Zh.M. Agrammatizm pri afazii. Moscow: Mosk. gos. universitet, 1978. (in Russian)

Vlasenko I.T. PhD dissertation (Psychology). NII nevrologii AMN SSSR, Moscow, 1972. (in Russian)

Vygotsky L.S. Sobranie sochinenii. Moscow: Pedagogika, 1983. Vol. 3. (in Russian)

Wertheimer M. In: Khrestomatiya po istorii psikhologii. Moscow: Mosk. gos. universitet, 1980. (in Russian)

Zinkovskaya N.Ya. Yazyk. Pis'mennost'. Kul'tura. Novosibirsk: Novosib. gos. tekh. universitet, 2005. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 205

Опубликован

23.02.2014

Как цитировать

Микадзе, Ю., Козинцева, Е., Скворцов, А., Власова, А., & Иванова, М. (2014). Эффективность выполнения различных письменных задач у пациентов с сенсорной аграфией. Психологические исследования, 7(33). https://doi.org/10.54359/ps.v7i33.649

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)