Психотехники развития одаренности в театральной педагогике
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v8i40.559Ключевые слова:
актерская одаренность, личностные характеристики, учебная успешность, педагогическая оценка, профессиональный отборАннотация
Статья посвящена исследованию динамики развития профессионально важных качеств студентов-актеров на разных этапах обучения в театральном колледже. Представлены результаты пятилетнего лонгитюдного исследования (2010–2015 г.г.), реализуемого на базе Московского театрального колледжа под руководством народного артиста СССР О.П.Табакова. Приводятся результаты, полученные с помощью теста Р.Кеттела 16 PF на материале опроса 120 студентов первых курсов и 49 студентов вторых курсов театрального колледжа. Обсуждаются личностные особенности, характерные для следующих этапов обучения: 1) отбор на этапе вступительных экзаменов; 2) отсев по итогам первого года обучения; 3) педагогическая оценка успехов учащихся по ведущей профессиональной дисциплине «Мастерство актера» на первом и втором курсах театрального колледжа. Полученные данные показали, что на этапе отбора студентов наиболее значимым является комплекс личностных характеристик, связанных как с эмоциональными особенностями личности (открытость, общительность, эмоциональная чувствительность), так и с готовностью к социальному взаимодействию (социальная смелость, конформизм, социабельность). Проведен специальный анализ, направленный на выявление существенных отличий между успешными и неуспешными студентами-актерами, позволивший охарактеризовать направление личностных трансформаций в течение обучения на первом курсе. Факторный анализ взаимосвязей педагогических критериев оценки учебной успешности и личностных особенностей студентов на первом и втором году обучения выявил, что в целом положительная оценка актерских способностей учащихся педагогами сориентирована на умение эмоционально понимать и моделировать смысловые основания социального поведения и межличностного взаимодействия.
Скачивания
Литература
Cattell R.B., Eber H.W., Tatsuoka M.M. Handbook for the Sixteen Personality Factor Questionnaire (16 PF). Champaign, IL: Institute for Personality and Ability Testing, 1970.
Davydov V.V. Teoriya razvivayushchego obucheniya. Moscow: INTOR, 1996. (in Russian)
Drankov V.L. O prirode khudozhestvennogo talanta. Leningrad: Nauka, 1973. (in Russian)
Fishman-Borisov M.B. PhD dissertation (Psychology). Teatralnyi institut im. B.V.Shchukina, Moscow, 2005. (in Russian)
Galkina Yu.I. PhD dissertation (Psychology). Rossiiskii universitet druzhby narodov, Moscow, 2011. (in Russian)
Groisman A.L. Psikhologiya uspeshnosti professional'nogo obucheniya i tvorcheskoi deyatel'nosti aktera. Moscow: Kogito-Tsentr, 2007. (in Russian)
Kapustina A.N. Mnogofaktornaya lichnostnaya metodika R.Kettella. St. Petersburg: Rech', 2001. (in Russian)
Malevskii E.V. PhD dissertation (Psychology). Institut problem soznaniya Mezhdunar. akad. informatizatsii, Moscow, 1998. (in Russian)
Natadze R.G. Voobrazhenie kak faktor povedeniya. Tbilisi: Metsniereba, 1972. (in Russian)
Popova Yu.I. PhD dissertation (Psychology). Kuban. gos. universitet, Krasnodar, 2004. (in Russian)
Roslyakov A.F. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Mosk. ped. gos. univ., Moscow, 1992. (in Russian)
Rozhdestvenskaya N.V. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Leningrad, 1975. (in Russian)
Rozhdestvenskaya N.V. Diagnostika akterskikh sposobnostei. St. Petersburg: Rech', 2005. (in Russian)
Savitskaite A.M. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Leningrad, 1973. (in Russian)
Simonov P.V. Metod K.S.Stanislavskogo i fiziologiya emotsii. Moscow: AN SSSR, 1962. (in Russian)
Sobkin V.S. In: Voprosy psikhologii poznaniya lyud'mi drug druga v obshchenii. Krasnodar: Kubanskii gos. univ., 1978. Vol. 2, pp. 73–83. (in Russian)
Sobkin V.S. In: Psikhologo-pedagogicheskie aspekty obucheniya studentov tvorcheskikh vuzov. Moscow: GITIS, 1984. pp. 22–37. (in Russian)
Sobkin V.S. In: Tsennostno-normativnye orientatsii starsheklassnika. Trudy po sotsiologii obrazovaniya. Moscow: Tsentr sotsiologii obrazovaniya RAO, 1995. Vol. III, Vypusk IV, pp. 6–63. (in Russian)
Sobkin V.S. PhD dissertation (Psychology). Institut razvitiya lichnosti RAO, Moscow, 1997a. (in Russian)
Sobkin V.S. Starsheklassnik v mire politiki. Empiricheskoe issledovanie. Moscow: Tsentr sotsiologii obrazovaniya RAO, 1997b. (in Russian)
Sobkin V.S., Emelyanov G.A. In: Tsennostno-normativnye orientatsii starsheklassnika. Trudy po sotsiologii obrazovaniya. Moscow: Tsentr sotsiologii obrazovaniya RAO, 1995. Vol. III, Vypusk IV, pp. 64–98. (in Russian)
Sobkin V.S., Feofanova T.A. Voprosy Psikhologii, 2012, No. 4, 32–47. (in Russian)
Sobkin V.S., Lykova T.A. Specific Features of Personality Changes Among Theatre College Students During the First Year. Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences, 2014, No. 12, 2111–2121.
Sobkin V.S., Pisarskii P.S. Sotsiokul'turnyi analiz obrazovatel'noi situatsii v megapolise. Moscow: Ministerstvo obrazovaniya RF, 1992. (in Russian)
Stanislavskii K.S. Rabota aktera nad soboi v tvorcheskom protsesse perezhivaniya. Moscow: Azbuka, 2012. (in Russian)
Talyan L.Sh. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Erevan, 1966. (in Russian)
Vygotsky L.S. In: Sobranie sochinenii. Moscow: Pedagogika, 1984. Vol. 6, pp. 319–328. (in Russian)