Влияние подсказок разных типов на распознание источника юмора в тексте

Авторы

  • Ольга Жарова
  • Юнна Кравченко

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v11i57.331

Ключевые слова:

юмор, теория противоречия, разрешение противоречия, инсайт

Аннотация

Представлены результаты использования подсказок для исследования процессов распознания юмора в тексте. Распознание юмора понимается в соответствии с моделями когнитивных теорий юмора, представленными в обобщающей модели Дж. Салса. В первом эксперименте в качестве подсказки использовались специфические смайлики – эмодзи. Подсказкой было расположение эмодзи в определенных местах текста (рядом с источником двойного смысла, либо в случайном месте), а также содержание изображения – то, какие именно объекты изображает эмодзи (иллюстрирующие важные аспекты шутки, либо случайные). Содержание изображения облегчает удержание смысла текста в рабочей памяти, что также способствует его пониманию. Выяснилось, что смайлы отвлекали внимание на себя, а не привлекали его к компоненту текста. Отвлечение внимания от источника двусмысленности привело к снижению частоты распознания юмора, а содержание изображения не способствовало более частому распознанию юмора. Эти результаты успешно объясняются с помощью теории разрешения противоречия, представители которой сближают процессы понимания юмора и решения творческих задач. Во втором эксперименте подсказка упрощала некогнитивные аспекты переработки юмора. Подсказывалась реакция на юмор путем упоминания в тексте остроты той эмоции, которая ожидается от слушателя (читателя), т.е. эмоциональной и конкретно позитивной. Реакция на остроты с упоминанием позитивных и негативных эмоций сравнивались с реакцией на остроты, в которых эмоции вообще не упоминаются. Результаты свидетельствуют, что упоминание эмоций, особенно позитивных, ускоряет переработку остроты в процессе прочтения, однако, смеховая реакция существенно чаще возникает в тех случаях, когда подобные подсказки отсутствуют. В выводах обсуждается эффективность использования метода подсказки, традиционно применяемого в исследованиях процессов решения задач, для исследования юмора.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Ольга Жарова

Жарова Ольга Алексеевна. Студент, факультет психологии, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, ГСП-3, 125993 Москва, Россия. E-mail: olga.castiel@gmail.com

Юнна Кравченко

Кравченко Юнна Евгеньевна. Кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей психологии, Институт общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, пр. Вернадского, д. 82, корп. 2, 119571 Москва, Россия. E-mail: asunaro@mail.ru

Литература

Apter M.J. The experience of motivation: The theory of psychological reversals. London: Academic Press, 1982.

Attardo S., Raskin V. Script theory revis(it)ed: joke similarity and joke representation model. Humor, 1991, 4(3–4), 293–347.

Christensen A.P., Silvia P.J., Nusbaum E.C., Beaty R.E. Clever People: Intelligence and Humor Production Ability. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 2016.

Cundall M.K.Jr. Humor and the Limits of Incongruity. Creativity Research Journal, 2007, 19(2–3), 203–211.

Cunningham W.A., Derks P. Humor appreciation and latency of comprehension. Humor: International Journal of Humor Research, 2005, 18(4), 389–403.

Derks P., Staley R.E., Haselton M.G. "Sense" of humor: Perception, intelligence, or expertise? In: W. Ruch (Ed.), The sense of humor: Explorations of a personality characteristic. Berlin: Walter de Grayter, 1998.

Galperin P.Ya., Danilova V.L. Voprosy Psikhologii, 1980, Vol. 1, 31–38. (in Russian)

Godkewitsch M. Correlates of humor: Verbal and nonverbal aesthetic reactions as functions of semantic distance within adjective-noun pairs. In D.E. Berlyne (Ed.), Studies in the new experimental aesthetics: Steps towards an objective psychology of aesthetic appreciation. Washington, DC: Hemisphere, 1974. pp. 279–304.

Hillson T.R., Martin R.A. What’s so funny about that? The domains-interaction approach as a model of incongruity and resolution in humor. Motivation and Emotion, 1994, 18(1), 1–29.

Ivanova E.M., Mitina O.V., Zaitseva A.S., Stefanenko E.A., Enikopo S.N. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya, 2013, 6(2), 71–85. (in Russian)

Kellner R., Benedek M. The role of creative potential and intelligence for humor production. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 2017, 11(1), 52–58.

Kravchenko Yu.E. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo, 2017, Vol. 4, 91–106. (in Russian)

Lifanova S.S. PhD dissertation. Moscow, 2014. (in Russian)

Martin R. Psikhologiya yumora [Psychology of humor]. St. Petersburg: Piter, 2009. (in Russian)

Nusbaum E.C., Silvia P.J., Beaty R.E. Ha ha? Assessing individual differences in humor production ability. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 2017, 11(2), 231–241.

Soussignan R. Duchenne smile, emotional experience, and autonomic reactivity: A test of thefacial feedback hypothesis. Emotion, 2002, 2(1), 52–74.

Strack F., Martin L.L., Stepper S. Inhibiting and facilitating conditions of the human smile: A nonobtrusive test of the facial feedback hypothesis. Journal of Personality and Social Psychology, 1988, 54(5), 768–777.

Wicker F.W., Thorelli I.М., Barron W.L., Ponder M.R. Relationships among affective and cognitive factors in humor. Journal of Research in Personality, 1981, 15(3), 359–370.

Число просмотров

Просмотров: 190

Опубликован

28.02.2018

Как цитировать

Жарова, О., & Кравченко, Ю. (2018). Влияние подсказок разных типов на распознание источника юмора в тексте. Психологические исследования, 11(57). https://doi.org/10.54359/ps.v11i57.331

Выпуск

Раздел

Статьи