Разработка методики самоактивации личности

Авторы

  • Мария Одинцова
  • Наталия Радчикова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v11i58.316

Ключевые слова:

личностные ресурсы, самоактивация, методика самоактивации, психологическая активация, физическая активация, самостоятельность, диагностика

Аннотация

Предлагается рабочее определение самоактивации как личностного ресурса, базирующегося на: 1) самостоятельности при решении жизненно важных задач (автономия, независимость, свобода выбора, самоорганизация и т.п.); 2) психологической активности (жажда деятельности, инициативность, стремление к достижению целей, интерес к жизни и т.п.); 3) физической активации как стремлении к сохранению оптимального функционального и эмоционального состояний. Описаны этапы разработки и валидизации методики самоактивации личности, которая состоит из трех шкал: самостоятельности, физической активации и психологической активации, суммарные баллы по которым дают представление об общем уровне самоактивации индивида. Апробация и валидизация методики проводилась с разными группами респондентов: педагоги, психологи, студенты, менеджеры, экономисты, юристы и др. (N = 78 для пилотажного исследования и N = 254 для основного исследования). Установлено, что методика обладает хорошей внутренней и внешней валидностью и надежностью и может быть использована как в исследовательских целях, так и для решения прикладных задач. Сравнение по полу показывает, что у женщин все три шкалы методики выражены одинаково, у мужчин значения по шкалам образуют четкую иерархию от психологической активации (наименьшее значение) до самостоятельности. Мужчины и женщины не различаются по выраженности шкал физической активации, психологической активации, однако значения по шкале самостоятельности у мужчин значительно выше, чем у женщин. По итоговому показателю самоактивации различий по полу не обнаружено.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Мария Одинцова

Одинцова Мария Антоновна. Кандидат психологических наук, доцент, профессор, кафедра психологии и педагогики дистанционного обучения, факультет дистанционного обучения, Московский государственный психолого-педагогический университет, ул. Сретенка, д. 29, 127051 Москва, Россия. E-mail: mari505@mail.ru

Наталия Радчикова

Радчикова Наталия Павловна. Кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей психологии и педагогики, психолого-социальный факультет, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И.Пирогова, ул. Островитянова, д. 1, 117997 Москва, Россия. E-mail: nataly.radchikova@gmail.com

Литература

Abulkhanova-Slavskaya K.A. Deyatel'nost' i psikhologiya lichnosti [Activities and psychology of personality]. Moscow: Nauka, 1980. (in Russian)

Alekseeva L.F. Vestnik Buryatskogo Gosudarstvennogo universiteta, 2009, Vol. 5, 3–6. (in Russian)

Anisimov O.S. Vestnik Moskovskoi gosudarstvennoi akademii delovogo administrirovaniya, 2010, 3(3), 149–164. (in Russian)

Cable D., Lee J.J., Gino F., Staats B.R. How Best-Self Activation Influences Emotions, Physiology and Employment Relationships. SSRN Electronic Journal, 2015. doi: 10.2139/ssrn.2662057

Doskin V.A., Lavrent'eva N.A., Miroshnikov M.P., Sharai V.B. Voprosy psikhologii, 1973, Vol. 6, 141–145. (in Russian)

Fredrickson B.L. The Role of Positive Emotions in Positive Psychology. American Psychologist, 2001, 56(3), 218–226.

Fredrickson B.L. The broaden-and-build theory of positive emotions. Philosophical Transactions of the Royal Society: Biological Sciences, 2004, 359(1449), 1367–1378. doi:10.1098/rstb.2004.1512

Fredrickson B.L. Positive Emotions Broaden and Build. Advances in Experimental Social Psychology, 2013, Vol. 47, 1–53. doi:10.1016/B978-0-12-407236-7.00001-2

Glazachev S.N., Vagner I.V., Poleva M.P. Vestnik Mezhdunarodnoi akademii nauk. Russkaya sektsiya, 2011, Vol. 1, 42–49. (in Russian)

Golovin S.Yu. (Ed.) Slovar' prakticheskogo psikhologa. Minsk: Kharvest, 1998. (in Russian)

Gordeeva T.O., Osin E.N., Suchkov D.D., Ivanova T.Yu., Sychev O.A., Bobrov V.V. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya, 2016, 12(2), 46–58. (in Russian)

Hall N.R., Crisp, R.J. Anxiety-induced response perseverance and stereotyping change. Current Research in Social Psychology, 2003, 8(17), 242–252.

Hall N.R., Crisp R.J. Replications and refinements: Self-activation and out-group contrast. The Journal of Social Psychology, 2010, 150(5), 423–427. doi:10.1080/00224540 903365505

Kim H-Y. Statistical notes for clinical researchers: assessing normal distribution using skewness and kurtosis. Restorative Dentistry and Endodontics, 2013, 38(1), 52–54. doi:10.5395/rde.2013.38.1.52

Kurkin M.A. Psikhologicheskii vestnik, 1997, Vol. 2, 290–299. (in Russian)

Leontiev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow: Smysl, 2005. (in Russian)

Magno C. PhD dissertation. 2008.

Osin E.N., Rasskazova, E.I. Vestnik Moskovskogo universiteta. Psikhologiya, 2013, Vol. 2, 147–165. (in Russian)

Radchikova N.P., Odintsova M.A., Kozyreva N.V. Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo universiteta, 2017, Vol. 15, 77–82. (in Russian)

Rottenberg V.S. Arshavskii V.V. Poiskovaya aktivnost' i adaptatsiya [Search activity and adaptation]. Moscow: Nauka, 1984. (in Russian)

Sapronov D.V., Leontiev D.A. Psikhologicheskaya diagnostika, 2007, Vol. 1, 66–84. (in Russian)

Voznesenskaya T.G. Nevrologicheskii zhurnal, 2013, Vol. 3, 4-10. (in Russian)

West S.G., Finch J.F., Curran P.J. Structural equation models with nonnormal variables: problems and remedies. In: R.H. Hoyle (Ed.), Structural equation modeling: Concepts, issues and applications. Newbery Park, CA: Sage; 1995, 56–75.

Число просмотров

Просмотров: 535

Опубликован

19.04.2018

Как цитировать

Одинцова, М., & Радчикова, Н. (2018). Разработка методики самоактивации личности . Психологические исследования, 11(58). https://doi.org/10.54359/ps.v11i58.316

Выпуск

Раздел

Статьи