Самопрезентация в виртуальном пространстве: феноменология и закономерности

Авторы

  • Елена Белинская
  • Оксана Гавриченко

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v11i60.269

Ключевые слова:

самопрезентации, реальное пространство, виртуальное пространство, транзитивность, Instagram

Аннотация

Рассматриваются новые тенденции и новые способы общения и самопрезентации в транзитивном и виртуальном пространстве. Раскрывается значение нового технологического пространства в формировании картины мира современных людей, специфике самопрезентации и общения. Анализируются новые тенденции влияния Интернета на общение и специфику самопрезентации в реальном и виртуальном пространстве. Показывается, что существует выраженная связь между виртуальным и транзитивным пространствами, что позволяет прогнозировать стили идентичности при усилении транзитивности. Представлены результаты исследования самопрезентации в сети Instagram. Доказывается, что персональная страница в сети является отображением картины мира данного пользователя. При этом в социальных сетях реализуется не только потребность в информации и контактах, но и в самореализации, повышении своего социального статуса. Таким образом, социальные сети стимулируют формирование субъективного пространства, которое начинает доминировать в общей картине мира, а специфика визуальной самопрезентации в социальных сетях может служить индикатором объективного социального статуса пользователя. Показаны различия в стилях самопрезентации у пользователей разных возрастных и социальных групп. Основное отличие в характере визуальных самопрезентаций высокостатусных пользователей состоит не в степени публикационной активности, а в большем разнообразии содержания самопрезентаций и личных страниц. При этом для группы пользователей, в которую входят популярные отечественные исполнители, не характерно стремление к персонификации самопрезентаций, в отличие от смешанной группы пользователей, для которых повышение статуса связано как раз с большей персонификацией. Отсутствие различий по полу, возрасту, индивидуальным характеристикам в содержании самопрезентаций всех пользователей позволяет говорить о том, что в виртуальных самопрезентациях ведущим является именно статус.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Елена Белинская

Белинская Елена Павловна. Доктор психологических наук, профессор, кафедра социальной психологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия; ведущий научный сотрудник, лаборатория психологии подростка, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия; Московский государственный областной университет, ул. Радио, д. 10А, 105005 Москва, Россия. E-mail: elena_belinskaya@list.ru

Оксана Гавриченко

Гавриченко Оксана Владимировна. Кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии личности, институт психологии имени Л.С.Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская площадь, д. 6, 125993 Москва, Россия. E-mail: Oksana-danshina@rambler.ru

Литература

Alekseev A.N. In: Problemy kontent-analiza v sotsiologii: materialy Sibirskogo sotsiologicheskogo seminara [Content analysis problems in sociology: materials of the Siberian sociological seminar]. Novosibirsk: Sib. otd-nie AN SSSR, 1970. pp. 41–47. (in Russian)

Anderson C., Hildreth J.A., Howland L. Is the desire for status a fundamental human motive? A review of the empirical literature. Psychological Bulletin, 2015, 141(3), 547–601.

Astrid S., Bernd M., Machilek F. Personality in Cyberspace: Personal Web Sites as Media for Personality Expressions and Impressions. Journal of Personality and Social Psychology, 2006, 90(6), 1014–1031.

Back M.D., Egloff B., Gaddis S., Gosling S.D., Stopfer J.M., Schmukle S.C., Vazire S. Facebook Profiles Reflect Actual Personality. Not Self-Idelization. Psychological Science, 2010, 21(3), 372–374.

Balsamo A. Signal to noise: On the meaning of cyberpunk subculture. In: F. Biocca, M.R. Levy (Eds.), LEA’s communication series. Communication in the age of virtual reality. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc, 1995. pp. 347–368.

Belinskaya E.P. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2013, 6(30), 12. http://psystudy.ru (in Russian)

Belinskaya E.P. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2015, 8(40), 12. http://psystudy.ru (in Russian)

Belinskaya E.P., Martsinkovskaya T.D. In: R.V. Ershova (Ed.), Tsifrovoe obshchestvo kak kul'turno-istoricheskii kontekst razvitiya cheloveka: sbornik nauchnykh statei [Digital society as cultural-historical context of development of the person: collection of scientific articles]. Kolomna: Gosudarstvennyi sotsial'no-gumanitarnyi universitet, 2018. pp. 43–48. (in Russian)

Biesanz J. The Social Accuracy Model of Interpersonal Perception: Assessing Individual Differences in Perceptive and Expressive Accuracy. Multivariate Behavioral Research, 2010, 45(5), 853–885.

Fiske S., Taylor S. Social Cognition. New York, NY: McGraw-Hill Education. 1994.

Golubeva N.A., Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2011, N 6(20). http://psystudy.ru (in Russian)

Gosling S., Vazire S. E-Perceptions: Personality Impressions Based On Personal Websites. Journal of Personality and Social Psychology, 2004, 87(1), 123–132.

Leary M.R., Cottrell C.A., Phillips M. Deconfounding the effects of dominance and social acceptance on self-esteem. Journal of Personality and Social Psychology, 2001, 81(5), 898–909.

Maiers D. Sotsial'naya psikhologiya [Social Psychology]. St. Petersburg: Piter, 2010. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2015, 8(42), 1. http://psystudy.ru (in Russian)

Suler J. Cyberspace as Dream World (Illusion and Reality at the «Palace»), 1996. http://users.rider.edu/~suler/psycyber/cybdream.html

Swann W.B. The Self and Identity Negotiation. Interaction Studies, 2005, 6(1), 69–83.

Tenney E.R., Spellman B.A. Complex Social Consequences of Self-Knowledge. Social Psychological and Personality Science, 2011, 2(4), 343–350.

Turkle Sh. Constructions and reconstructions of self in virtual reality: Playing in the MUDs. In: S. Kiesler (Ed.), Culture of the Internet. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 1997. pp. 143–155.

Voiskunskii A.E. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14. Psikhologiya, 2014, No. 2, 90–104. (in Russian)

Voiskunskii A.E., Evdokimenko A.S., Fedunina N.Yu. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki, 2013, 10(2), 98–121. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 860

Опубликован

30.08.2018

Как цитировать

Белинская, Е., & Гавриченко, О. (2018). Самопрезентация в виртуальном пространстве: феноменология и закономерности. Психологические исследования, 11(60). https://doi.org/10.54359/ps.v11i60.269

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>