Трансиндивидуальное сознание в работах М.Мамардашвили и К.Маркса
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v12i65-66.223Ключевые слова:
Мамардашвили, Маркс, Фрейд, Лакан, сознание, субъект, марксизм, фрейдизм, «Анализ сознания в работах Маркса», философия Мамардашвили в 1960-е годыАннотация
Данный текст представляет собой размышление об одной из самых обсуждаемых работ раннего, так называемого «марксистского» периода творчества Мераба Константиновича Мамардашвили ‒ о статье «Анализ сознания в работах Маркса» (1968). Предпринимается попытка проследить, каким образом те интерпретации, которые предлагаются Мамардашвили, были впоследствии развиты им в рамках его собственной философской мысли. Особое внимание уделяется аспектам западной рецепции марксизма, знакомство с которыми Мамардашвили демонстрирует в своей статье. Показаны непосредственно французские истоки Мамардашвилиевской интерпретации Маркса, свойственные левой интеллектуальной традиции. В статье исследуются два главных сюжета поздней и зрелой философии Мамардашвили, сквозь оптику которых он читает Маркса в 1968 году. Это идея трансиндивидуальности сознания и его трансцендентальной природы. Показывается, что если первый мотив относительно гармонично укладывается в логику марксизма, то вторая кажется скорее противоположностью. Между тем, как показано в статье, именно через западную, в частности, психоаналитическую рецепцию марксизма Мамардашвили удается отчасти примирить собственные трансценденталистские установки с марксистско-гегелевским вариантом позитивизма. В той мере, в которой сознание содержит в себе лакуны непрозрачности и формируемо тем, что не дано как самостоятельный акт осознавания (общественными или экономическими практиками), сознание оказывается проективно направленным, но не субстанциально замкнутым. Проективную работу сознания определяют те условия и возможности, которые напрямую им самим не схватываются, но могут быть найдены в мире в качестве следов и/или результатов.
Скачивания
Литература
Cyrillic letters are transliterated according to BSI standards. The titles are given in author’s translation.
Agafonov S. Pozitsiya Chuzhogo v tekstah M. Mamardashvili. Logos. 1999. T. 9, No. 4 (14). P. 15. (In Russian)
Faybyshenko V. Istoriya poznaniya, ili Poznanie kak istoriya in: Mamardashvili M.K. Formy i soderzhanie myshleniya. St Peterburg: Azbuka, Azbuka-Attikus, 2011. P. 265-270. (In Russian)
Faybyshenko V. Marks bez marksizma (Merab Mamardashvili v shestidesiatye gody). In: Vstrecha: Merab Mamardashvili – Lui Altusser. M.: Fond Meraba Mamardashvili, 2016. P. 75-99. (In Russian)
Faybyshenko V. Mezhdunarodnyy zhurnal issledovaniy kul’tury. 2013, 3(12), 35-40. (In Russian)
Fuko M. Volya k istine: po tu storonu znanija, vlasti I seksualnosti. Raboty raznykh let / Per. s fran., komm. i poslesl. S. Tabachnikovoy. М.: Kastal’, 1996. (In Russian)
Mamardashvili М. Analiz soznaniya v rabotah Marksa. Voprosy filosofii. 1968. No. 6. (In Russian)
Mamardashvili М. Kak ya ponimayu filosofiyu. M.: Progress-Kul`tura, 1992. (In Russian)
Mamardashvili М. Prevraschennye formy (o neobhodimosti irratsionalnyh vyrazheniy). In: Mamardashvili M. Kak ya ponimayu filosofiyu. М.: Progress-Kul`tura, 1992. P. 270-271. (In Russian)
Mamardashvili М. Lektsii o Pruste. Psihologicheskaya topologiya puti. М.: Ad Marginem, 1995. (In Russian)
Mamardashvili М. Vvedenie v filosofiyu. In: Neobhodimost’ sebya. М.: Labirint, 1996. P. 7-154. (In Russian)
Sokolov E. Filosofiya peredovits. Merab Mamardashvili kak sovetskiy filosof. Logos. 2017. Vol. 27, No. 6. (In Russian)