Флюидный и кристаллизованный интеллект в пространстве музыкально-образовательной среды и успешность музыкального обучения

Авторы

  • Татьяна Князева

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v14i76.139

Ключевые слова:

музыкально-учебная успешность, флюидный интеллект, кристаллизованный интеллект, вовлеченность, образовательная среда, формирование интеллекта, музыкальная специализация

Аннотация

Проблема социокультурных воздействийна формирование интеллекта и его последующих влияний на успешность профессионального обучения практически не изучена в отношении предметных областей, связанных с искусством.В основе исследования лежит предположение, что формированиеинтеллекта в условияхконкурирующего влияния общеобразовательного обучения и музыкальной специализации в школьный период отражается на последующей музыкально-учебной успешностипрофессионального обучения. Целью исследования являлось изучение взаимоотношений между музыкально-учебной успешностью, флюидными и кристаллизованными показателями интеллекта, музыкальной вовлечен-ностью. На выборке из 67 студентов –музыкантов,имеющих опыт ранней музыкальной специализа-ции, проверялись следующие эмпирические гипотезы: 1) в музыкально-учебную успешность(учебные оценки)кристаллизованный интеллектвносит меньший вклад, чем флюидный интеллект; 2) фактор «флюидный интеллект» оказывает опосредующее влияние на связь между музыкально-учебной успеш-ностьюи кристаллизованным интеллектом; 3) в дисперсию кристаллизованного интеллекта значимый вклад вносят флюидный интеллект и вовлеченность.Использовались матрицы Равена для оценки флю-идного интеллекта, вербальная шкала теста Амтхауэра для оценки кристаллизованного интеллекта и шкала «вовлеченность» (методикаGold-MSI v. 1.0.).Полученныерезультатыподтверждают исходные гипотезы.Вмузыкально-учебную успешность кристаллизованный интеллект вносит меньший вклад, чем флюидный интеллект. Характер связи между музыкально-учебной успешностью икристаллизо-ванным интеллектом меняется на разных уровнях фактора «флюидный интеллект»:на низком уровне флюидного интеллектанаблюдаетсяотрицательная корреляция,т.е.при увеличении значений кристал-лизованного интеллектапоказатели успеваемости улучшаются. Флюидный интеллект синергически взаимодействует с вовлеченностью при формировании как общеобразовательного опыта, так и музы-кально-учебной успешности. Таким образом, показано, что успешность музыкального обучениязави-сит не столько от предшествующегообщеобразовательногоопыта, сколько от взаимодействия общего когнитивного ресурса и музыкальной вовлеченности.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Татьяна Князева

Князева Татьяна Сергеевна. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Институт психологии Российской академии наук, ул. Ярославская, д. 13, 129366 Москва, Россия. E-mail: tknyazeva@inbox.ru

Литература

Cyrillic letters are transliterated according to BSI standards. The titles are given in author’s translation.

Ackerman P.L. Domain-specific knowledge as the dark matter of adult intelligence: Gf/Gc, personality, and interest correlates. Journals of Gerontology: Series B, 2000, 55(2), 69-84. https://doi.org/10.1093/geronb/55.2.P69.

Ackerman P.L. A Theory of Adult Intellectual Development: Process, Personality, Interests, and Knowledge. Intelligence, 1996, No. 22(2), 227–257. http://dx.doi.org/10.1016/S01602896(96)90016-1.

Brandt N.D., Lechner C.M., Tetzner J., Rammstedt B. Personality, cognitive ability, and academic performance: Differential associations across school subjects and school tracks. Advance online pub-

lication. Journal of Personality, 2019, No. 88(2). https://doi.org/10.1111/jopy.12482.

Cattell R.B. Intelligence: Its structure, growth and action. New York, NY: Elsevier, 1987.

Carroll J.B. Human Cognitive Abilities: A Survey of Factor-Analytic Studies. Cambridge University Press: New York, NY, USA, 1993.

Carroll J.B. The higher-stratum structure of cognitive abilities: Current evidence supports g and about ten broad factors. In: H. Nyborg (Ed.), The Scientific Study of General Intelligence: Tribute to Arthur R. Jensen Publisher: Amsterdam, the Netherlands: Pergamon, 2003, pp. 5–21. doi: 10.1016/B978008043793-4/50036-2.

Fleming M.L., Malone M.R. The relationship of student characteristics and student performance in science as viewed by meta‐analysis research. Journal of Research in Science Teaching, 1983, No. 20(5), 481–495. https://doi.org/10.1002/tea.3660200510.

Halam S. The predictors of achievement and dropout in instrumental tuition. Psychology of Music, 1998, No. 26, 116-132. http://dx.doi.org/10.1177/0305735698262002.

Horn J.L., Blankson N. Foundations for better understanding of cognitive abilities. In: D.P. Flanagan, P.L. Harrison (Eds.), Contemporary intellectual assessment: Theories, tests, and issues, 2nd ed. New York: Guilford Press, 2005. pp. 41-67.

Knjazeva T.S. Prognoz muzykal'nosti po pokazateljam intellekta. V kn.: A.L. Zhuravljov, M.A. Holodnaja, P.A. Sabadosh (Red.), Sposobnosti i mental'nye resursy cheloveka v mire global'nyh peremen. M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2020. S.389-399. doi:10.38098/proc.2020.59.34.001. (In Russian)

Lechner C.M., Danner D., Rammstedt B. How is personality related to intelligence and achievement? A replication and extension of Borghans et al. and Salkever. Personality and Individual Differences, 2017, No. 111, 86–91. doi:10.1016/j.paid.2017.01.040.

Lechner C.M., Miyamoto A., Knopf T. Should students be smart, curious, or both? Fluid intelligence, Openness, and interest co-shape the acquisition of reading and math competence Advance online publication. Intelligence. 2019. https://doi.org/10.1016/j.intell.2019.101378.

Liepmann D., Beauducel A., Brocke B., Amthauer R. Intelligenz-Struktur-Test 2000 R (I-S-T 2000 R). Manual. Göttingen: Hogrefe, 2007.

Mosing M.A.; Hambrick D.Z., Ullén F. Predicting musical aptitude and achievement: Practice, teaching and intelligence. J. Expertise, 2019, 2(3), 184–197.

Müllensiefen D., Gingras B., Stewart L., Musil J. The Musicality of Non-Musicians: An Index for Measuring Musical Sophistication in the General Population. PLoS ONE, 2014, 9(2): e89642. doi:10.1371/journal.pone.0089642.

Nisbett R.E., Aronson J., Blair C., Dickens W., Flynn J., Halpem D.F., Turkheimer E. Intelligence: New findings and theoretical developments. American Psychologist, 2012, 67(2), 130-159. doi:10.1037/a0026699.

O’Connell M. The power of cognitive ability in explaining educational test performance, relative to other ostensible contenders. Intelligence, 2018, No. 66, 122–127. http://doi.org/10.1016/j.intell.2017.11.011.

Paccagnella M. Age, Ageing and Skills: Results from the Survey of Adult Skills. OECD Education Working Papers, 2016, No. 132, Paris, France: OECD Publishing. https://doi.org/10.1787/5jm0q1n38lvc-en.

Postlethwaite B.E. Fluid ability, crystallized ability, and performance across multiple domains: A meta-analysis. PhD (Doctor of Philosophy) thesis, University of Iowa, 2011. https://doi.org/10.17077/etd.zopi8wvs.

Raven Dzh., Kurt Dzh., Raven Dzh.K. Rukovodstvo k testu Ravena: Razdel 4. Prodvinutye Pro-gressivnye Matricy. M.: KogitoCentr, 1998. (In Russian)

Roth B., Becker N., Romeyke S., Schäfer S., Domnick F., Spinath F.M. Intelligence and school grades: A meta-analysis. Intelligence, 2015, No. 53, 118–137. https://dx.doi.org/10.1016/j.intell.2015.09.002.

Savinova S.Ju. Vovlechennost' studentov v obrazovatel'nyj process: ocenka pozitivnyh jeffektov //Chelovek i obrazovanie, 2015, No. 4, 143-148. (In Russian)

Schneider W.J., McGrew K.S. The Cattell–Horn–Carroll theory of cognitive abilities. In: D.P. Flanagan, E.M. McDonough (Eds.), Contemporary intellectual assessment: Theories, tests, and issues. 4th ed. New York, NY: Guilford Press. 2018, pp. 73–163.

Schweizer K.A. revision of Cattell's investment theory: Cognitive properties influencing learning. Learning and Individual Differences, 2002, 13 (1), 57–82.

Smithers L.G., Sawyer A.C.P., Chittleborough C.R., Davies N.M Davey Smith G., Lynch J.W. A systematic review and meta-analysis of effects of early life non-cognitive skills on academic, psychosocial, cognitive and health outcomes. Nat. Hum. Behav., 2018, 2(11), 867-880. doi: 10.1038/s41562-018-0461-x.

Schmidt F.L. A general theoretical integrative model of individual differences in interests, abilities, personality traits, and academic and occupational achievement: a commentary on four recent articles. Perspectives on Psychological Science, 2014, 9(2), 211-218. http://dx.doi.org/10.1177/1745691613518074.

Tinto V. Classrooms as communities: Exploring the educational character of student persistence. Journal of Higher Education, 1997, 68(6), 599‐623.

Ushakov D.V. Psihologija intellekta i odarennosti. M.: In-t psihologii RAN, 2011. (In Russian)

Vallerand R.J. Series in positive psychology. The psychology of passion: A dualistic model. Oxford University Press. 2015. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199777600.001.0001.

Valueva E.A., Belova S.S. Struktura intellekta i professija // Sibirskij psihologicheskij zhurnal, 2018, No. 67, 44–61. doi:10.17223/17267080/67/4. (In Russian)

Valueva E.A., Ushakov D.V. Kul'turnaja relevantnost' i svojstva testov intellekta: proverka predskazanij strukturno-dinamicheskoj teorii. Psihologija // Zhurnal Vysshej shkoly jekonomiki, 2013, 10(3), 29–40. (In Russian)

Von Stumm S., Ackerman P.L. Investment and intelligence: A review and meta-analysis. Psychol. Bull. 2013, 139 (4), 841–869. doi: 10.1037/a0030746.

Zaboski B.A., Kranzler J.H., Gage N.A. Meta-analysis of the relationship between academic achievement and broad abilities of the Cattell-Horn-Carroll theory. Journal of School Psychology, 2018, No.71, 42-56. https://doi.org/10.1016/j.jsp.2018.10.001.

Число просмотров

Просмотров: 266

Опубликован

07.05.2021

Как цитировать

Князева, Т. (2021). Флюидный и кристаллизованный интеллект в пространстве музыкально-образовательной среды и успешность музыкального обучения . Психологические исследования, 14(76). https://doi.org/10.54359/ps.v14i76.139

Выпуск

Раздел

Статьи