Музыкальный ориентализм Скрябина и Дебюсси. От цитирования к трансформации языка
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v2i5.987Ключевые слова:
музыкальный язык, трансформация языка, ориентализм, культурное полеАннотация
В статье анализируется внутренняя форма музыкального языка Скрябина, проводится сопоставление музыкального языка Скрябина и Дебюсси, прежде всего, на основании анализа истоков и природы их музыкального ориентализма. Показывается специфика культурного и кросскультурного влияния на музыкальный язык русского и французского композиторов.
Скачивания
Литература
Bandura A.I. Aleksandr Nikolaevich Scriabin – mistika tvorchestva i magiya svetozvuka [Aleksandr Nikolaevich Scriabin – music creativity and magic of light and music] // Vestnik teosofii. 1993. N 12. [in Russian]
Blavatsky H.P. The secret doctrine: The Synthesis of Science, Religion, and Philosophy. 3rd rev. ed. London.: Theosophical Publishing Society, 1895. Vol. 1.
Huizinga J. Homo ludens. Chelovek igrayushchii [Homo ludens. Person playing]. M.: Progress: Progress-Akademiya, 1992. 464 s. [in Russian]
Kelkel M. Alexandre Scriabine, sa vie, l’ésotérisme et le langage musical dans son œuvre. Paris: Honoré Champion, 1978. Cité dans le Dictionnaire de la musique de Denis Arnold Laffont, Paris, 1988. Vol. 1.
Levi-Strauss C. L’Homme nu: Finale. Paris: Plon, 1971. 688 p.
Losev A.F. Muzyka kak predmet logiki [Music as a subject of logic]. M., 1927 [in Russian]
Mueller R. Javanese Influence on Debussy's “Fantaisie” and beyond // 19th-Century Music X/2. 1986. Vol. 10, N 2. P. 157–186.
Schloezer B., de. Alexandre Scriabine / trad. du russe par M. Minoustchine; introd. de M.Scriabine. Paris: Librairie des Cinq Continents, 1975.
Tiersot J. Musique pittoresques. Promenades musicales à l'Exposition de 1889. Paris: Fischbacher, 1889.
Vanechkina I.L., Galeev B.M. Kontseptsiya sinteza iskusstv A.N.Scriabina [A.N.Scriabin's synthesis arts conception] // Materialy tret'ei konferentsii “Svet i muzyka”. Kazan: KAI, 1975. S. 24–30. [in Russian]