Related Articles
Быльченко М.В. Особенности формирования идентичности в юношеском возрасте
English version: Bylchenko M.V. Peculiarities of identity development in youth
Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия
Сведения об авторе
Ссылка для цитирования
Раскрыты актуальность изучения социальной и личностной идентичности, факторы и возрастные тенденции развития идентичности в юношеском возрасте (ее содержание и временны́е перспективы); описано эмпирическое исследование социальной и личностной идентичности на примере учащихся высших учебных заведений Москвы. Приведены обобщенные результаты сравнительного анализа полученных эмпирических данных, проиллюстрированных примерами и наглядными материалами.
Ключевые слова: социальная идентичность, идентичность личности, социализация, субъективное время, самокатегоризация, ролевой репертуар, объективные и субъективные характеристики самокатегоризации, дифференцированность и цельность личности, временна́я перспектива в содержании личностной идентичности, интериоризация ценностей и эталонов
Современные социально-экономические, политические и культурные преобразования в обществе, безусловно, отражаются на внутреннем мире людей, на процессе социализации и формирования социальной, культурной, этнической и личностной идентичности молодежи и взрослых. Интенсивность и кардинальность этих изменений определяют необходимость становления активной и гибкой жизненной позиции у подрастающего поколения, юношей и девушек. Именно она должна стимулировать их к использованию всех имеющихся у них потенциальных способностей для успешной социализации, самореализации и личностного роста. В самом общем понимании социализация есть процесс и результат процесса вхождения человека в социальную действительность, при этом важнейшим результатом является формирование социальной идентичности [Андреева, 2002].
Однако немаловажным в социализации является и проявляемая самим человеком активность при вхождении в социум, и сопровождающие данный процесс индивидуальные переживания, которые во многом определяют его личностный рост и становление персональной идентичности. Так как в процессе успешной социализации развивается и самосознание индивида, элементом которого становится внутренний контроль, интериоризованные нормы и требования общества, происходит и индивидуализация личности, формирование Я-концепции, иерархии ценностных ориентаций личности, формируется реальное и идеальное представление о себе, то есть осуществляется становление идентичности: социальной, культурной, личностной, профессиональной [Психология развития, 2005].
Идентичность понимается как переживание человеком своей тождественности и целостности во времени и пространстве, символически выраженное в ответе на вопрос «Кто Я?». При этом ее структурный аспект определяется отношениями элементов личности между собой и позицией «Я» по отношению к этим элементам. Поэтому личностная идентичность рассматривается как внутренняя динамическая структура, интегрирующая в единое целое отдельные стороны личности, а также представления человека о самом себе и ожидания значимых других, интериоризированные в самосознании субъекта в единое целое без потери их своеобразия. Развитие идентичности осуществляется в течение всей жизни человека в процессе решения им личностно значимых задач, связанных с индивидуальными и социальными изменениями и преобразованиями [Белинская, Тихомандрицкая, 2001].
В результате взаимодействия со средой, с другими людьми формируется идентичность, по сути обозначенная К.Роджерсом как самость, структура которой представляет собой организованную форму самовосприятия, проникающего в сферу сознания [Роджерс, 1997]. Она состоит из таких элементов, как восприятие своих свойств и способностей; перцептивные и концептуальные характеристики «Я» в их соотношении с другими людьми и окружением; в целом ценностные качества; цели и идеалы и т.д. Иными словами, это целостная организованная картина, существующая в сознании как образ или как основание самости в ее отношениях, наряду с положительными или отрицательными оценками, связанными с этими качествами и отношениями, воспринимаемыми как существующие в прошлом, настоящем и будущем. Именно социальное бытие, по мнению Г.Г.Шпета, превращает человека в социально-культурного субъекта или социальную личность и придает его поведению определенный социальный смысл, то есть опосредует его. Тем самым поведение человека начинает служить определенным знаком для других людей и одновременно для него самого [Категория переживания … , 2005].
Кроме того, по мнению Г.Г.Шпета, личностью человека, а значит и членом определенной этнической, социальной и культурной общности, делает его культурное самосознание, связанное с процессом познания себя и мира. В данном случае речь идет об инкультурации и развитии у человека знаний, составляющих основу социокультурной идентичности, а также о роли эмоций в этом процессе и о соотношении знаний и переживаний в развитии самосознания и «образа Я» человека [Марцинковская, 2004]. Г.Г.Шпет трактовал культуру как объективную закономерность, которую можно не только понять через слово или искусство, но и экспериментально изучить. А именно – проанализировать то, как составляющие культуры влияют на психику человека, способствуя формированию культурной и этнической идентичности посредством приобщения к культурным ценностям, формирующим адекватное эмоциональное отношение к ним и вызывающим у субъекта определенные переживания.
Кроме того, именно через переживания или «этнические эмоции», по определению А.А.Потебни, человек открывает себя, определяет свое отношение к себе и к той социальной среде, в которую он входит и получает определенные знания [Марцинковская, 2004]. Однако для того чтобы полученные знания стали ориентирами в поведении или эталонами, с которыми надо себя идентифицировать, необходимо, чтобы эти знания стали для человека личностно и эмоционально значимыми. Так как, следуя рассуждениям А.Адлера, переживания как совокупность эмоций и знаний, сплетаясь в единую непрерывную нить и становясь мотивами поведения, создают у человека ощущение целостности и непрерывности своего «Я» и жизненного пути в целом [Адлер, 1995].
Зачастую значимость определенных знаний, эталонов, норм, ценностей и отношений к миру, самому себе определяется окружающими людьми или отношением к ним разных групп общества в целом. Среди институтов социализации в юношеский период на первое место выходят образовательные учреждения и значимые сверстники, а также родители. Именно отношения с представителями этих институтов во многом обусловливают и содержание личностной и социальной идентичности, которое охватывает и субъективное время, и личностную активность и значимую деятельность, и особенности самоопределения человека.
Эмпирическое исследование
В контексте проблемы соотношения личностной и социальной идентичности важным представляется изучение процесса самокатегоризации, отнесения себя к одной из социальных групп, на основании которого происходит и оценка своих качеств, и, частично, их осознание. Теоретический анализ проблемы личностной идентичности показал, что ее содержание связано с качественными характеристиками образов Я или категориями самоопределения, а также возрастным измерением, соответствующим «психологическому прошлому», «психологическому сегодня» и «психологическому завтра». Структурными компонентами личностной идентичности выступают когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий. В нашем исследовании были преимущественно рассмотрены два первых компонента в связи с тем, что основной целью было определить ролевой репертуар и содержание ценностей и стереотипов, входящих в содержание идентичности (личностной и социальной) юношей и девушек, а также определить роль самокатегоризации в процессе ее формирования.
Эмпирическое исследование особенностей и факторов социальной и личностной идентичности юношей и девушек в возрасте от 17 лет до 21 года было осуществлено на базе высших учебных заведений г. Москвы (МОСУ и МГИМО). Выборку исследования составили 138 студентов вторых и третьих курсов.
Теоретический анализ проблемы идентичности – ее содержания, структуры и факторов формирования, а также цели исследования определили выбор эмпирических методов. Так, особенности сформированности идентичности выявлялись посредством модифицированного теста М.Куна и Т.Макпартленда «Кто Я?», вербальной проективной методики «Я в прошлом – настоящем – будущем», сочинения на тему «Мое будущее». Кроме того, для исследования самооценки была использована методика Дембо-Рубинштейн.
Результаты и обсуждение
Первоначально были качественно проанализированы самоописания юношей и девушек обеих выборок. Всего на вопрос «Кто Я?» нами было получено 1582 ответа, количественное сопоставление которых показало, что в среднем испытуемые предлагают 11–12 высказываний. Среди первых ответов чаще всего встречаются параметры социального характера (студент, подруга/друг, сын/дочь, жених, коллега), личностного плана (личность, индивидуальность) и параметры, касающиеся отнесения себя к определенному роду (человек, гражданин РФ). Реже – гендерные параметры и параметры, касающиеся интересов и увлечений. Иными словами, первоначально юноши и девушки идентифицируют себя по объективным характеристикам, определенным социальным статусом и группой. После чего используют категории субъективного плана для самокатегоризации, то есть оценку себя и личностных качеств, интересы, увлечения, желания и т.п. (например, идущий на компромисс, мозголом, аналитик, преданный, креативный, активист, загадочная и т.п.). При этом субъективные характеристики, как это видно из таблицы 1, в количественном соотношении доминируют. Полученные данные по самокатегоризации в целом свидетельствует об общей тенденции возрастного развития содержания идентичности.
Таблица 1
Количественное соотношение в разных группах испытуемых субъективных и объективных характеристик самокатегоризации (в процентах)
Характеристики | Студенты МОСУ |
Студенты МГИМО |
||
2-й курс | 3-й курс | 2-й курс | 3-й курс | |
субъективные | 75 | 62,5 | 68 | 66 |
объективные | 25 | 37,5 | 32 | 34 |
Качественный анализ содержания высказываний юношей и девушек относительно своего «Я» позволил нам выделить ряд основных категориальных групп, по которым они себя идентифицируют. Количественная выраженность данных категорий у студентов обеих выборок отражена в таблице 2, свидетельствующей о доминировании самоопределений испытуемыми обеих выборок посредством перечисления личностных качеств, преимущественно представляющих собой характеристики субъективного характера и более выраженных у учащихся МОСУ (скромная натура, ответственный, целеустремленный, принципиальный, добрый, заботливая и др.). Описывая себя, испытуемые обеих выборок нередко указывали на осознанную необходимость помощи и поддержки своих родных и семьи, а также характера взаимоотношений с окружающими значимыми людьми. Так, в ответах на вопрос «Кто Я?» встречаются такие, как «опора, надежда своей семьи», «помощь», «самоотдача», «преданность» и т.п. Что также нашло отражение и в сочинениях о будущем, так как испытуемые обеих выборок (14% МГИМО и 25% МОСУ) отмечали, что в будущем они будут заботиться о своих родных, преимущественно о родителях, проявляющих заботу о них в настоящее время. Некоторые из них указывали на необходимость быть им опорой, оправдать их надежды и обеспечить им материально благополучную старость. Кроме того, среди наиболее часто используемых можно отметить и обозначенные социальные параметры, образующие группу объективных характеристик и несколько более выраженные у студентов МГИМО.
Таблица 2
Выраженность различных категорий самоидентификации (в процентах)
Выборка | Показатели | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Студенты МГИМО | 21,7 | 0,6 | 2,6 | 8,8 | 1,8 | 53,8 | 4,8 | 0,8 | 2,1 | 2,3 | 0,7 |
Студенты МОСУ | 20,5 | 0 | 4,2 | 5,5 | 5 | 55 | 4,7 | 0 | 3,2 | 0,3 | 0 |
Обозначения показателей: 1 – социальные параметры, 2 – возрастные параметры, 3 – гендерные параметры, 4 – отнесение себя к определенному роду или национальности, 5 – физические признаки, 6 – личные качества, 7 – интеллектуальные качества, 8 – признаки непостоянства, 9 – будущее/профессии, 10 – категории идеального, 11 – растения, явления природы.
В целом различия в содержании идентичности связаны с качественными особенностями субъективных самоопределений: были отмечены существенные различия в их содержании и ролевом репертуаре. Так, интересным представляется количественная выраженность такого параметра, как отнесение себя к определенному роду или национальности. Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что студенты МГИМО чаще определяют себя по такому объективному признаку, как гражданство, несмотря на то что они имеют более яркое и четкое представление о себе в будущем как о работающих и живущих за границей, много путешествующих людях.
Студенты МОСУ в основном определяют себя по гендерным и физическим характеристикам (девушка, мужчина, женственность, сила; блондинка с зелеными глазами, красотка, высокий, худой и т.п.) или настоящим и будущим профессиям (продавец, менеджер, консультант в магазине, будущий бухгалтер или экономист и др.). Среди ответов студентов 2-го курса МОСУ можно встретить самоопределения типа «не определившийся в профессии человек» и т.п., что также связано с профессиональной идентичностью.
Среди параметров, нашедших отражение только в ответах студентов МГИМО, можно отметить такие, как возрастные признаки и признаки непостоянства. В качестве возрастных категорий можно отметить такие ответы, как «я молодая», «взрослый человек, который несет ответственность за свои поступки», однако также было и отнесение себя к категории «маленькая» и «подросток». При этом студенты 2-го курса использовали преимущественно данного характера признаки, доминировавшие и в самоопределениях типа «постоянство-непостоянство», яркие примеры которых выражены в вариантах: «воплощенный дисбаланс», «психически нестабильный», «постоянный/неизменчивый», «разная» и т.п.
Также необходимо отметить появление у студентов МГИМО новых категорий в группе субъективных характеристик. Таких как, например, «растения, явления природы» (цветок, дерево, вишня, природа, лед, звезда, свет, ветер), «животные» (мечтательная птица и др.), «философские и мифологические категории» (утверждение, поиск, стремление, возрождение, потеря, движение, дело, слова, бесконечность, свежая идея, часть истории, жизнь, богиня, мир, лицо, судья и т.д.), «идеальные категории» (душа, духовность, добро). Так, одна девушка определила свое будущее в метафоричном плане: «Моя будущая жизнь – стремительный гепард с ярко выделяющимися пятнами на желтом фоне». Кроме того, появляются и определения, связанные с новыми социальными ролями: «меценат», «основатель фонда помощи голодающим детям Африки, фонда будущего Земли» и т.п. Эти категории самоопределения нашли отражение и в сочинениях «Мое будущее», так как именно в них студенты писали о планах альтруистического характера: улучшение жизни в стране и мире своими усилиями посредством благотворительности, участие в различных общественных движениях, помощь детским домам и т.п. (6,3–18%). Тогда как студенты МОСУ, о чем свидетельствуют данные таблицы 3, доминируют в видении своего будущего преимущественно в контексте возможности совмещения семейной жизни и карьерной самореализации (81,3%), а также получения второго высшего образования (19%).
Таблица 3
Процентное соотношение категорий представлений о себе в будущем
Указываемые параметры, категории |
Студенты МГИМО |
Студенты МОСУ |
Карьера без представлений о семье | 32,0 | 12,5 |
Карьера с семейным будущим | 66,0 | 81,3 |
Оптимистично | 96,0 | 94,0 |
Пессимистично | 2,0 | 6,0 |
Представление себя в старости | 13,0 | 3,1 |
Уехать за границу, путешествия | 29,0 | 19,0 |
Забота (вместе, рядом) о родителях и родных | 14,0 | 25,0 |
Общение с друзьями | 33,0 | 40,6 |
Второе высшее образование | 4,2 | 19,0 |
Уже свершившееся (в настоящем времени) | 17,0 | 15,6 |
Здоровье, спорт | 6,0 | 12,5 |
Улучшение мира, благотворительность | 18,0 | 6,3 |
«Все зависит от меня» | 8,4 | 9,4 |
Однако необходимо отметить, что юноши и девушки, учащиеся в МГИМО, также обозначают необходимость дальнейшего профессионального и личностного самосовершенствования и развития, в меньшей степени связывая это с получением второго высшего образования. В этом случае они чаще отмечают желание заниматься творчеством, интересной новой сферой деятельности и самореализации, знакомства с интересными творческими людьми и т.п. При этом преимущественное большинство указывает на интересное времяпровождение: увлечения, хобби, новые интересные сферы деятельности, познавательную активность, самосовершенствование, перемены и т.д. Ряд испытуемых (8,4%) отмечают, что все в будущем зависит от них самих, от их усилий и от того, как они будут жить. Интересно и то, что 17% испытуемых МГИМО, преимущественно люди молодого возраста, обозначают свое будущее как уже свершившееся, то есть в настоящем времени.
Что касается возрастных границ описания своего будущего, то они шире у юношей и девушек МГИМО, чем у испытуемых другой выборки, так как они чаще представляли себя в старости (13%). Об этом свидетельствуют следующие ответы: «Я проживу до глубокой старости, преклонного возраста», «Буду продвигаться по карьерной лестнице, а потом – на пенсию» или «Буду дедушкой и прадедушкой». И даже в старости некоторые из них отмечают желание найти себе «достойное применение». Однако в данном контексте чаще на необходимость занятий спортом и необходимость обращать внимания на здоровье в будущем указывают студенты МОСУ (12,5%). Кроме того, они более ориентированы на заботу о родителях и родных в будущем (25%). Общей тенденцией для юношей и девушек обеих выборок является желание общаться с друзьями в будущем, причем не только с настоящими (одногруппниками, сокурсниками, коллегами и т.д.), но и с новыми интересными, разносторонне развитыми людьми разных профессий и увлечений.
Полученные посредством вербальной проективной методики «Я в прошлом, настоящем и будущем» результаты изучения временной перспективы в содержании личностной идентичности позволили дополнить и расширить данные о тенденциях в развитии дифференцированности и цельности личности. Так, что касается представлений о будущем, то они в большинстве случаев повторяли общие тенденции описания будущего в сочинениях испытуемых. Прошлое или представления о нем относятся испытуемыми обеих выборок преимущественно к подростковому возрасту (с частыми воспоминаниями о школьной жизни и успеваемости-неуспеваемости), а также к детству. Соответственно, описываются случаи в дошкольном образовательном учреждении, а главное, забота родителей. Среди указываемых параметров также можно отметить социальный и семейный статус, увлечения и хобби, физические параметры, а также личностные характеристики. Такие, например, как неуверенность в себе, робость и несамостоятельность, меньшая раскованность, зависимость от других, подверженность их влиянию, послушность, наивность, непосредственность, беспечность и доверчивость, слабоволие и т.п. Отмечались также и большее количество ошибок, в том числе и в людях, меньшее количество друзей, небольшой жизненный опыт, отсутствие представлений о самостоятельной жизни, реалистичности, уверенности в завтрашнем дне и т.п.
Интересным представляется и обозначенное в прошлом поверхностное отношение к жизни (беззаботность и т.п.), неопределенность относительно будущего («слепой в жизни») и уверенность в завтрашнем дне, то есть ориентация на будущее. Это преимущественно было свойственно студентам 3-го курса МГИМО, более в своих представлениях о прошлом и настоящем ориентированных на других людей. Так, именно они отмечали в своем прошлом наличие и проявление максимализма, нетерпения к другим, меньшей заботы о своих близких и родных, резкости и вредности, буйства и хмурости, безответственности и неспособности обдуманно и осознанно принять важное решение, одиночество, справедливость, обязательность и т.п. Относительно настоящего в данном контексте у них были описания такого плана, как, например, «постоянный поиск "своих" людей», «себя» и т.п. Тогда как второкурсники описывали себя в прошлом как любознательных детей, способных впитывать в себя, как губка, резвых, а также в его описании использовали и эмоциональные состояния (радость, счастье, любовь, в том числе первая, и т.п.). В целом юноши и девушки МГИМО более образно и ярко описывали свое прошлое, настоящее и будущее.
Говоря о настоящем, испытуемые ссылались на большую уверенность и самостоятельность, решимость, широкий кругозор и больший жизненный опыт, говоря также о работе над собой, самореализации и поисках себя, своего места в жизни и гармонии в ней, трезвости взглядов на будущее, способности просчитывать ходы (проницательность и практичность) и т.п. Общей тенденцией является то, что испытуемые часто указывали на повседневные заботы, учебные сложности, нехватку времени на личную жизнь и т.п. Студенты МГИМО при этом упоминают недостаток времени для личностного развития, отмечая веру в свои силы, открытость всему новому, стремление к лучшему и прогрессивному, амбициозность и осознание своих недостатков (самокритичность).
Как указывалось выше, для студентов МГИМО также характерна достаточно высокая степень уверенности в себе, своем будущем. Они чаще пишут о будущем как об уже свершившемся, то есть в настоящем времени, что соответствует степени их активности и уверенности в том, что в будущем и настоящем все или многое зависит от них самих. В то же время анализ общего уровня самооценок показал, что среди студентов МГИМО меньшее количество людей с завышенной самооценкой по сравнению со студентами МОСУ (рис. 1).
Рис.1. Процентное соотношение количества студентов с разными уровнями самооценки.
Кроме того, учащимся в МГИМО юношам и девушкам свойственно расширение круга общения, включение друзей и родителей не только в контекст самоописаний, но и в представления о своем прошлом, настоящем и будущем. Также у них более выражена направленность на социальные ценности, установки и роли, в то время как у студентов МОСУ – преимущественно на материальные ценности и карьеру.
Заключение
Таким образом, полученные эмпирические данные позволяют сделать вывод, что у юношей и девушек такие параметры самокатегоризации, как уверенность в своем будущем, степень защищенности в семье, материальная обеспеченность и возможность свободного перемещения по миру определяют количество и содержание (наполнение) ролевого репертуара, а также содержание и степень интериоризации ценностей и эталонов.
Литература
Андреева. Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2002.
Психология развития / под ред. Т.Д.Марцинковской. М.: Academia, 2005.
Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М., 2001.
Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997.
Категория переживания в философии и психологии: монография. М.: Прометей, 2004.
Марцинковская Т.Д. Проблема переживания в отечественной философии // Категория переживания в философии и психологии: монография. М.: Прометей, 2004.
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: пер. с нем. / вступ. ст. А.М.Боковикова. М., 1995.
Поступила в редакцию 26 марта 2009 г.
Сведения об авторе
Быльченко Марина Владимировна. Аспирант, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра./
Ссылка для цитирования
Быльченко М.В. Особенности формирования идентичности в юношеском возрасте [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 4(6). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.20гг).