English version: Zyrianova N.M. Academic achievement of twins and their single-born peers. Part 1
Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Москва, Россия
Сведения об авторе
Ссылка для цитирования
Уровень академической успешности близнецов и одиночнорожденных учащихся со 2-го по 11-й класс сравнивался по 5-балльной шкале. В коллективном исследовании, проведенном сотрудниками кафедры психогенетики МГУ, участвовало 4564 близнецов и 4065 одиночнорожденных школьников. На основании проведенного анализа можно заключить, что близнецы, отставая в начальной школе от одиночнорожденных детей, нагоняют их уже к 5-му классу и далее учатся практически так же. Сравнение близнецов и одиночнорожденных по отдельным предметам показало, что различия между ними оказываются значимыми только по русскому языку и математике в начальной школе и по русскому языку в 7–11 классах.
Следующим шагом в исследовании было сопоставление различных групп близнецов друг с другом и с одиночнорожденными учащимися. Оказалось, что успеваемость всех групп учащихся снижается от 2–4-го к 7–11-му классу. При этом не наблюдается значимых различий в оценках близнецов и одиночнорожденных. Однако отставание близнецов в речевой сфере сохраняется вплоть до окончания школы.
Ключевые слова: близнецы, монозиготные близнецы, дизиготные близнецы, одиночнорожденные, школьная успеваемость, академическая успеваемость, академическая успешность, школьник
Существует довольно распространенное мнение о том, что близнецы менее умные, чем одиночнорожденные дети: они медленнее развиваются в дошкольном возрасте, хуже бывают подготовлены к школе и отстают от своих одиночнорожденных одноклассников по показателям академической успеваемости. Результаты, полученные в научных исследованиях (в основном, зарубежных), свидетельствуют о том, что в целом близнецы действительно учатся в школе хуже, чем одиночнорожденные дети (например: [Mittler, 1971; Hay, 1999; Do twins have lower … , 2008; Academic achievement ... , 2008]).
В качестве примера отечественного исследования можно привести работу, проведенную сотрудниками Института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР в конце 70-х годов ХХ в. Целью исследования был сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей – учащихся 1–8-х классов. В этом исследовании было выявлено отставание близнецов от одиночнорожденных сверстников по основным школьным предметам (русскому языку и математике) на 0,3–0,9 балла [Особенности развития близнецов, 1977].
Данная работа является фрагментом коллективного исследования (первый этап поддержан РГНФ, грант № 04-06-00240a), проведенного сотрудниками кафедры психогенетики МГУ им. М.В.Ломоносова. Изучалась академическая успешность российских школьников, проживающих в 17 субъектах Федерации. В статье представлены результаты сравнительного анализа школьной успеваемости учащихся – близнецов и одиночнорожденных.
Обследовались учащиеся 2–11-х классов общеобразовательных школ России. Получены данные об академической успеваемости 4564 близнецов (2282 пар) и 4065 одиночнорожденных школьников. Сравнивались их годовые оценки по всем предметам, изучаемым во всех школах России согласно обязательному учебному плану. Сопоставление оценок проводилось по трем уровням: начальная школа (2–4-е классы), средняя школа (5–6-е классы) и старшая школа (7–11-е классы). Кроме того, были выделены обобщенные показатели: три частных (гуманитарный, математический, естественнонаучный), включающих в себя соответствующие предметы, и два общих (базовый – средняя оценка по основным предметам и суммарный – средняя оценка по всем предметам).
Сначала рассмотрим результаты анализа суммарных показателей (табл. 1). Эти суммарные показатели являются максимально обобщенными оценками академической успешности.
Таблица 1
Суммарные показатели успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
Близнецы | Одиночно- рожденные |
t-крит. | |
2–4-е классы | |||
Суммарный показатель | 4,20 | 4,24 | –1,52 |
5–6-е классы | |||
Суммарный показатель | 4,06 | 4,01 | 1,62 |
7–11-е классы | |||
Суммарный показатель | 3,86 | 3,85 | 0,28 |
Как можно видеть из таблицы, между суммарными показателями успеваемости близнецов и одиночнорожденных учеников нет значимых различий. Кроме того, отметим, что эти показатели, как в группе близнецов, так и в выборке одиночнорожденных учащихся, снижаются от 2-го к 11-му классу примерно в одинаковой степени (у близнецов – на 0,34 балла, у одиночнорожденных – на 0,39 балла). При этом у близнецов большее снижение происходит от 5–6-го к 7–11-му классам (на 0,2 балла по сравнению с 0,14 балла со 2–4-го к 5–6-му классам), а у одиночнорожденных школьников – при переходе от 2–4-го к 5–6-му классам (на 0,23 балла по сравнению с 0,16 балла с 5–6-го по 7–11-й классы).
Далее рассмотрим другие обобщенные показатели (табл. 2).
Таблица 2
Обобщенные показатели успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей*
Близнецы | Одиночно- рожденные |
t-крит. | |
2–4-е классы | |||
Гуманитарный | 3,97 | 4,06 | –3,04 |
Базовый | 3,94 | 4,02 | –2,88 |
Математический | 3,87 | 3,94 | –2,08 |
5–6-е классы | |||
Гуманитарный | 3,91 | 3,89 | 0,66 |
Естественнонаучный | 3,06 | 4,02 | 1,04 |
Базовый | 3,90 | 3,88 | 0,69 |
Математический | 3,71 | 3,70 | 0,22 |
7–11-е классы | |||
Гуманитарный | 3,81 | 3,82 | –0,43 |
Математический | 3,64 | 3,65 | –0,88 |
Естественнонаучный | 3,84 | 3,83 | 0,47 |
Базовый | 3,79 | 3,78 | –0,16 |
Показатели | Близнецы | Одиночно- рожденные |
От 2–4-го к 5–6-му классу | ||
Базовый | 0,04 | 0,14 |
Гуманитарный | 0,06 | 0,17 |
Математический | 0,16 | 0,24 |
От 5–6-го к 7–11-му классам | ||
Базовый | 0,11 | 0,10 |
Гуманитарный | 0,10 | 0,07 |
Математический | 0,07 | 0,05 |
Из этой же таблицы видно, что при переходе от средней школы к старшим классам успеваемость близнецов и одиночнорожденных школьников ухудшается практически в одинаковой степени.
В вышеупомянутом исследовании Института гигиены детей и подростков МЗ СССР было получено отставание близнецов по основным предметам (русский язык и математика), а также то, что успеваемость близнецов снижается от начальной школы к средней в большей степени, чем у одиночнорожденных учащихся [Особенности развития близнецов, 1977]. В нашей работе мы получили несколько иные результаты (табл. 4).
Таблица 4
Средние оценки близнецов и одиночнорожденных детей по русскому языку и математике*
Предмет | Близнецы | Одиночно- рожденные |
t-крит. | Снижение успеваемости | |
Близнецы | Одиночно- рожденные |
||||
2–4-е классы | |||||
Русский язык | 3,76 | 3,85 | –2,69 | ||
Математика | 3,87 | 3,94 | –2,08 | ||
5–6-е классы | |||||
Русский язык | 3,62 | 3,64 | –0,63 | 0,14 | 0,21 |
Математика | 3,71 | 3,70 | 0,22 | 0,16 | 0,24 |
7–11-е классы | |||||
Русский язык | 3,59 | 3,63 | –2,20 | 0,03 | 0,01 |
Математика (алгебра + геометрия) |
3,64 | 3,65 | –0,23 | 0,07 | 0,05 |
* – жирным шрифтом выделены значимые различия (р < 0,05).
Анализ годовых оценок участвующих в нашем исследовании школьников показывает, что по русскому языку и математике в начальных классах близнецы учатся хуже своих одиночнорожденных сверстников: различия, полученные между их оценками, достигают уровня значимости.
В средней школе успеваемость близнецов и одиночнорожденных детей выравнивается за счет того, что оценки одиночнорожденных школьников по сравнению с близнецами снижаются в большей степени. В старших классах картина другая: по русскому языку оценка близнецов снижается больше, чем оценка одиночнорожденных учеников, поэтому близнецы снова, как в начальной школе, уступают одиночнорожденным, и эта разница значима. По предметам, которые относятся к курсу математики (алгебра и геометрия), оценки близнецов и одиночнорожденных детей практически идентичны.
Таким образом, в нашем исследовании зафиксировано меньшее, чем в работе сотрудников Института гигиены детей и подростков, отставание близнецов от одиночнорожденных школьников по основным школьным предметам. Кроме того, различия в оценках близнецов и одиночнорожденных учащихся по русскому языку и математике оказываются значимыми только в начальной школе, и по русскому языку – в 7–11-м классах.
В нашем исследовании участвовали близнецы различных типов – монозиготные и дизиготные (однополые и разнополые). Кроме того, мы разделили всех учащихся по гендерному признаку. Этот анализ позволил сравнить успеваемость различных групп школьников. В таблице 5 представлены суммарные показатели различных групп близнецов и одиночнорожденных учащихся.
Таблица 5
Суммарные показатели успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей (в круглых скобках указано ранговое место показателя)
Суммарные показатели |
МЗ близнецы |
ДЗ однополые близнецы |
ДЗ разнополые близнецы |
Одиночно- рожденные дети |
||||
Дев. | Мальч. | Дев. | Мальч. | Дев. | Мальч. | Дев. | Мальч. | |
2–4‑е классы | 4,30 (3) |
4,12 (7) |
4,26 (4) |
4,10 (8) |
4,32 (2) |
4,13 (5‑6) |
4,35 (1) |
4,13 (5‑6) |
5–6‑е классы | 4,21 (1) |
3,94 (6) |
4,19 (2) |
3,78 (8) |
4,16 (4) |
3,95 (5) |
4,17 (3) |
3,85 (7) |
7–11‑е классы | 4,03 (3) |
3,68 (7) |
4,05 (1) |
3,69 (6) |
3,99 (4) |
3,70 (5) |
4,04 (2) |
3,66 (8) |
Снижение успеваемости со 2–4‑го по 5–6‑й классы |
0,09 (2) |
0,18 (4‑6) |
0,07 (1) |
0,32 (8) |
0,16 (3) |
0,18 (4‑6) |
0,18 (4‑6) |
0,28 (7) |
Снижение успеваемости с 5–6‑го по 7–11‑й классы |
0,18 (5) |
0,26 (8) |
0,14 (3) |
0,09 (1) |
0,17 (4) |
0,25 (7) |
0,13 (2) |
0,19 (6) |
Снижение успеваемости со 2–4‑го по 7–11‑й классы |
0,27 (2) |
0,44 (7) |
0,21 (1) |
0,41 (5) |
0,33 (4) |
0,43 (6) |
0,31 (3) |
0,47 (8) |
Из таблицы 5 видно, что во 2–4-м классах лучше всех учатся одиночнорожденные девочки, хуже всех – мальчики из близнецовых однополых дизиготных пар. От начальной к средней школе в большей степени успеваемость ухудшилась у мальчиков – близнецов из однополых дизиготных пар и одиночнорожденных. В результате в 5–6-х классах самыми успешными оказываются девочки из монозиготных близнецовых пар, самыми неуспевающими продолжают оставаться мальчики из близнецовых дизиготных однополых пар
С 5–6-го к 7–11-му классам наибольшее падение успеваемости выявлено у мальчиков из монозиготных близнецовых пар, наименьшее – у мальчиков из однополых дизиготных пар. Самый высокий суммарный показатель в старших классах – у девочек-близнецов из дизиготных однополых пар.
В целом за все время школьного обучения успеваемость в большей степени снижается у одиночнорожденных мальчиков (на 0,47 балла), в наименьшей – у девочек из однополых дизиготных пар (на 0,21 балла).
Таким образом, полученные нами данные показывают, что суммарные показатели успеваемости всех групп учащихся от 2–4-го к 7–11-му классам ухудшаются, при этом, как и следовало ожидать, девочки учатся лучше мальчиков и успеваемость девочек снижается в меньшей степени, чем успеваемость мальчиков.
Следовательно, как показало наше исследование, близнецы, особенно мальчики, и сегодня требуют к себе повышенного внимания со стороны родителей, воспитателей детских садов и школьных учителей.
В целях более детального анализа представлены результаты проведенного нами сравнения успеваемости (и определения статистической достоверности полученных различий) групп близнецов и одиночнорожденных детей по отдельным предметам.
Сопоставление успеваемости школьников будет проводиться по следующей схеме:
Начальная школа (2–4-е классы)
Данные об успеваемости монозиготных близнецов и одиночнорожденных учащихся на начальной ступени образования представлены в таблице 6.
Таблица 6
Успеваемость монозиготных близнецов (МЗ) и одиночнорожденных детей (ОД) в начальной школе (2–4-е классы)*
Предметы | Средняя оценка МЗ |
Средняя оценка ОД |
t-крит. | p |
Русский язык | 3,76 | 3,85 | –1,93 | 0,054 |
Чтение | 4,19 | 4,26 | –1,34 | 0,179 |
Математика | 3,86 | 3,94 | –1,69 | 0,091 |
Иностранный язык | 4,33 | 4,24 | 0,86 | 0,391 |
Природоведение | 4,20 | 4,28 | –1,46 | 0,146 |
ИЗО | 4,63 | 4,51 | 2,95 | 0,003 |
Физкультура | 4,70 | 4,66 | 1,10 | 0,270 |
Предметы |
Средняя оценка МЗ |
Средняя оценка ОД |
t-крит. | p |
Русский язык | 3,60 | 3,64 | –0,83 | 0,404 |
Литература | 4,07 | 4,03 | 0,85 | 0,396 |
Математика | 3,70 | 3,70 | – | – |
Иностранный язык | 3,96 | 3,93 | 0,60 | 0,545 |
Природоведение | 4,17 | 4,09 | 1,19 | 0,232 |
География | 4,10 | 3,93 | 2,70 | 0,007 |
Биология | 4,03 | 3,99 | 0,74 | 0,457 |
Искусство | 4,52 | 4,41 | 2,32 | 0,020 |
История | 4,01 | 3,98 | 0,57 | 0,571 |
Физкультура | 4,56 | 4,46 | 2,40 | 0,016 |
Предметы | Средняя оценка МЗ |
Средняя оценка ОД |
t-крит. | p |
Русский язык | 3,60 | 3,63 | –1,13 | 0,259 |
Литература | 3,92 | 3,85 | 2,20 | 0,028 |
Алгебра | 3,63 | 3,65 | –0,69 | 0,490 |
Геометрия | 3,63 | 3,65 | –0,86 | 0,390 |
Иностранный язык | 3,85 | 3,86 | –0,14 | 0,881 |
Физика | 3,74 | 3,73 | 0,04 | 0,970 |
Химия | 3,70 | 3,71 | –0,03 | 0,976 |
География | 3,99 | 3,93 | 2,14 | 0,032 |
Биология | 3,94 | 3,92 | 0,79 | 0,431 |
История | 3,92 | 3,93 | –0,21 | 0,833 |
Граждановедение | 4,05 | 4, 06 | –0,06 | 0,951 |
Физкультура | 4,48 | 4,39 | 3,27 | 0.001 |
Начальная школа (2–4-е классы)
Показатели успеваемости дизиготных близнецов и одиночнорожденных детей в начальной школе представлены в таблице 9.
В начальной школе по конкретным предметам дизиготные близнецы учатся чуть хуже одиночнорожденных детей, кроме двух предметов (ИЗО и физкультура), причем по одному из них – ИЗО – различия достигают значимого уровня (0,007). Значимая разница в оценках получена также по чтению и природоведению – но по этим предметам дизиготные близнецы учатся хуже одиночнорожденных детей.
Таблица 9
Успеваемость дизиготных близнецов (ДЗ) и одиночнорожденных детей (ОД) в начальной школе (2–4-е классы)*
Предметы | Средняя оценка ДЗ |
Средняя оценка ОД |
t-крит. | p |
Русский язык | 3,79 | 3,85 | –1,40 | 0,161 |
Чтение | 4,16 | 4,26 | –2,23 | 0,026 |
Математика | 3,91 | 3,94 | –0,93 | 0,354 |
Иностранный язык | 4,09 | 4,24 | –1,71 | 0,090 |
Природоведение | 4,17 | 4,28 | –2,49 | 0,013 |
ИЗО | 4,61 | 4,51 | 2,68 | 0,007 |
Физкультура | 4,72 | 4,66 | 1,81 | 0,072 |
* – выделены значимые различия.
Средняя школа (5–6-е классы)
Сравнительные данные успеваемости дизиготных близнецов и одиночнорожденных учащихся в средней школе представлены в таблице 10.
Таблица 10
Успеваемость дизиготных близнецов (ДЗ) и одиночнорожденных детей (ОД) в средней школе (5–6-е классы)*
Предметы | Средняя оценка ДЗ |
Средняя оценка ОД |
t-крит. | p |
Русский язык | 3,60 | 3,64 | –0,96 | 0,337 |
Литература | 3,98 | 4,03 | –0,92 | 0,355 |
Математика | 3,69 | 3,70 | –0,11 | 0,910 |
Иностранный язык | 3,86 | 3,93 | –1,44 | 0,150 |
Природоведение | 4,04 | 4,09 | –0,68 | 0,496 |
География | 3,99 | 3,93 | 0,90 | 0,363 |
Биология | 4,02 | 3,99 | 0,49 | 0,621 |
Искусство | 4,47 | 4,41 | 1,20 | 0,230 |
История | 4,02 | 3,98 | 0,78 | 0,436 |
Физкультура | 4,61 | 4,46 | 3,40 | 0,0007 |
* – выделены значимые различия.
В 5–6-м классах дизиготные близнецы и одиночнорожденные дети учатся хуже, чем в начальной школе. Отставание дизиготных близнецов от одиночнорожденных сверстников выявлено по пяти предметам из десяти, причем большинство этих предметов составляют базовый уровень: русский язык, литература, математика, иностранный язык, природоведение. Чуть лучше, чем одиночнорожденные дети, дизиготные близнецы учатся по географии, биологии, искусству, истории и физкультуре. Но все полученные нами различия не достигают значимого уровня, кроме показателей по физкультуре – по этому предмету оценка дизиготных близнецов равна 4,61 балла, а одиночнорожденных детей – 4,46 балла (t = 3,40, p = 0,0007).
Старшая школа (7–11-е классы)
Полученные нами данные по предметам, которые школьники изучают в старших классах, представлены в таблице 11.
В 7–11-м классах значимых различий между этими группами школьников не выявлено, то есть дизиготные близнецы учатся в старших классах практически так же, как одиночнорожденные школьники.
Таким образом, получено, что дизиготные близнецы, как и монозиготные, описанные выше, постепенно – от начальной школы к старшим классам – «догоняют» по показателям успеваемости своих одиночнорожденных сверстников.
Таблица 11
Успеваемость дизиготных близнецов (ДЗ) и одиночнорожденных детей (ОД) в 7–11-м классах
Предметы | Средняя оценка ДЗ |
Средняя оценка ОД |
t-крит. | p |
Русский язык | 3,60 | 3,63 | –1,26 | 0,208 |
Литература | 3,88 | 3,85 | 0,95 | 0,342 |
Алгебра | 3,66 | 3,65 | 0,36 | 0,719 |
Геометрия | 3,66 | 3,65 | 0,40 | 0,689 |
Иностранный язык | 3,81 | 3,86 | –1,64 | 0,100 |
Физика | 3,74 | 3,73 | 0,07 | 0,944 |
Химия | 3,72 | 3,71 | 0,18 | 0,854 |
География | 3,95 | 3,93 | 0,76 | 0,447 |
Биология | 3,94 | 3,92 | 0,69 | 0,489 |
История | 3,96 | 3,93 | 0,85 | 0,394 |
Граждановедение | 4,09 | 4,06 | 1,15 | 0,251 |
Физкультура | 4,44 | 4,39 | 1,80 | 0,071 |
Далее мы сопоставим показатели академической успеваемости монозиготных и дизиготных близнецов.
Начальная школа (2–4-е классы)
Средние оценки дизиготных и монозиготных близнецов по семи предметам, изучаемым в начальной школе, представлены в таблице 12.
Таблица 12
Успеваемость дизиготных близнецов (ДЗ) и монозиготных близнецов (МЗ) в начальной школе (2–4-е классы)*
Предметы | Средняя оценка ДЗ |
Средняя оценка МЗ |
t-крит. | p |
Русский язык | 3,79 | 3,76 | 0,51 | 0,609 |
Чтение | 4,16 | 4,19 | –0,66 | 0,511 |
Математика | 3,91 | 3,86 | 0,72 | 0,471 |
Иностранный язык | 4,09 | 4,33 | –1,98 | 0,049 |
Природоведение | 4,17 | 4,20 | –0,74 | 0,457 |
ИЗО | 4,61 | 4,63 | –0,36 | 0,717 |
Физкультура | 4,72 | 4,70 | 0,54 | 0,590 |
Предметы | Средняя оценка ДЗ |
Средняя оценка МЗ |
t-крит. | p |
Русский язык | 3,60 | 3,60 | – | – |
Литература | 3,98 | 4,07 | –1,50 | 0,135 |
Математика | 3,69 | 3,70 | –0,07 | 0,944 |
Иностранный язык | 3,86 | 3,96 | –1,65 | 0,100 |
Природоведение | 4,04 | 4,17 | –1,60 | 0,110 |
География | 3,99 | 4,10 | –1,58 | 0,112 |
Биология | 4,02 | 4,03 | –0,21 | 0,831 |
Искусство | 4,47 | 4,52 | –0,95 | 0,344 |
История | 4,02 | 4,01 | 0,16 | 0,871 |
Физкультура | 4,61 | 4,56 | 0,84 | 0,400 |
Предметы | Средняя оценка ДЗ |
Средняя оценка МЗ |
t-крит. | p |
Русский язык | 3,60 | 3,60 | – | – |
Литература | 3,88 | 3,92 | –1,05 | 0,292 |
Алгебра | 3,66 | 3,63 | 0,87 | 0,382 |
Геометрия | 3,66 | 3,63 | 1,05 | 0,292 |
Иностранный язык | 3,81 | 3,85 | –1,26 | 0,206 |
Физика | 3,74 | 3,74 | – | – |
Химия | 3,72 | 3,70 | 0,18 | 0,858 |
География | 3,95 | 3,99 | –1,15 | 0,242 |
Биология | 3,94 | 3,94 | – | – |
История | 3,96 | 3,92 | 0,88 | 0,379 |
Граждановедение | 4,09 | 4,05 | 0,98 | 0,326 |
Физкультура | 4,44 | 4,48 | –1,29 | 0,198 |
Результаты сравнения показателей успеваемости однополых дизиготных и монозиготных близнецов в начальной, средней и старшей школе представлены соответственно в таблицах 15, 16 и 17.
Начальная школа (2–4-е классы)
Как видно из таблицы 15, во 2–4-м классах монозиготные и однополые дизиготные близнецы не отличаются на значимом уровне друг от друга по показателям средних оценок. Однополые дизиготные близнецы несколько успешнее по математике; монозиготные близнецы успешнее по чтению, иностранному языку, природоведению, ИЗО и физкультуре.
Таблица 15
Успеваемость дизиготных однополых близнецов (ДЗО) и монозиготных близнецов (МЗ) в начальной школе (2–4-е классы)
Предметы | Средняя оценка ДЗО |
Средняя оценка МЗ |
t-крит. | p |
Русский язык | 3,77 | 3,76 | 0,16 | 0,875 |
Чтение | 4,17 | 4,19 | –0,32 | 0,745 |
Математика | 3,89 | 3,86 | 0,40 | 0,686 |
Иностранный язык | 4,08 | 4,33 | –1,41 | 0,162 |
Природоведение | 4,17 | 4,20 | –0,52 | 0,602 |
ИЗО | 4,57 | 4,63 | –0,96 | 0,340 |
Физкультура | 4,66 | 4,70 | –0,70 | 0,485 |
Предметы | Средняя оценка ДЗО |
Средняя оценка МЗ |
t-крит. | p |
Русский язык | 3,63 | 3,60 | 0,42 | 0,677 |
Литература | 3,96 | 4,07 | –1,24 | 0,216 |
Математика | 3,61 | 3,70 | –1,20 | 0,231 |
Иностранный язык | 3,84 | 3,96 | –1,39 | 0,166 |
Природоведение | 3,95 | 4,17 | –2,12 | 0,035 |
География | 3,94 | 4,10 | –1,65 | 0,099 |
Биология | 3,94 | 4,03 | –0,92 | 0,359 |
Искусство | 4,39 | 4,52 | –1,95 | 0,052 |
История | 4,00 | 4,01 | –0,16 | 0,869 |
Физкультура | 4,53 | 4,56 | –0,48 | 0,627 |
Предметы | Средняя оценка ДЗО |
Средняя оценка МЗ |
t-крит. | p |
Русский язык | 3,60 | 3,60 | – | – |
Литература | 3,89 | 3,92 | –0,53 | 0,596 |
Алгебра | 3,67 | 3,63 | 1,11 | 0,266 |
Геометрия | 3,72 | 3,63 | 2,07 | 0,039 |
Иностранный язык | 3,86 | 3,85 | 0,15 | 0,878 |
Физика | 3,74 | 3,74 | – | – |
Химия | 3,71 | 3,70 | 0,18 | 0,861 |
География | 3,99 | 3,99 | – | – |
Биология | 3,96 | 3,94 | 0,36 | 0,717 |
История | 3,96 | 3,92 | 0,86 | 0,389 |
Граждановедение | 4,12 | 4,05 | 1,23 | 0,219 |
Физкультура | 4,48 | 4,48 | – | – |
Данные по успеваемости разнополых дизиготных и монозиготных близнецов в начальной, средней и старшей школе приведены в таблицах 18, 19 и 20.
Начальная школа (2–4-е классы)
Разнополые дизиготные и монозиготные близнецы во 2–4-м классах значимо не отличаются друг от друга по средним оценкам. Но, как видно из таблицы, дизиготные разнополые близнецы получают более высокие оценки по русскому языку, математике и физкультуре, а монозиготные близнецы успешнее по чтению, иностранному языку и природоведению.
Таблица 18
Успеваемость дизиготных разнополых близнецов (ДЗР) и монозиготных близнецов (МЗ) в начальной школе (2–4-е классы)
Предметы | Средняя оценка ДЗР |
Средняя оценка МЗ |
t-крит. | p |
Русский язык | 3,79 | 3,76 | 0,59 | 0,577 |
Чтение | 4,15 | 4,19 | –0,67 | 0,500 |
Математика | 3,90 | 3,86 | 0,70 | 0,481 |
Иностранный язык | 4,09 | 4,33 | –1,81 | 0,072 |
Природоведение | 4,17 | 4,20 | –0,66 | 0,507 |
ИЗО | 4,63 | 4,63 | – | – |
Физкультура | 4,74 | 4,70 | 1,11 | 0,265 |
Предметы | Средняя оценка ДЗР |
Средняя оценка МЗ |
t-крит. | p |
Русский язык | 3,58 | 3,60 | –0,49 | 0,622 |
Литература | 3,98 | 4,07 | –1,24 | 0,215 |
Математика | 3,76 | 3,70 | 0,81 | 0,417 |
Иностранный язык | 3,87 | 3,96 | –1,28 | 0,202 |
Природоведение | 4,11 | 4,17 | –0,72 | 0,475 |
География | 4,02 | 4,10 | –1,02 | 0,310 |
Биология | 4,07 | 4,03 | 0,39 | 0,695 |
Искусство | 4,53 | 4,52 | 0,22 | 0,825 |
История | 4,04 | 4,01 | 0,37 | 0,710 |
Физкультура | 4,65 | 4,56 | 1,65 | 0,100 |
Предметы | Средняя оценка ДЗР |
Средняя оценка МЗ |
t-крит. | p |
Русский язык | 3,60 | 3,60 | – | – |
Литература | 3,87 | 3,92 | –1,16 | 0,247 |
Алгебра | 3,64 | 3,63 | 0,38 | 0,706 |
Геометрия | 3,62 | 3,63 | –0,16 | 0,870 |
Иностранный язык | 3,77 | 3,85 | –2,10 | 0,036 |
Физика | 3,74 | 3,74 | – | – |
Химия | 3,72 | 3,70 | 0,12 | 0,903 |
География | 3,92 | 3,99 | –1,70 | 0,897 |
Биология | 3,92 | 3,94 | –0,44 | 0,660 |
История | 3,95 | 3,92 | 0,60 | 0,546 |
Граждановедение | 4,07 | 4,05 | 0,41 | 0,681 |
Физкультура | 4,40 | 4,48 | –2,08 | 0,038 |
Сопоставим показатели академической успешности однополых и разнополых дизиготных близнецов. Полученные нами данные приведены в таблицах 21, 22 и 23.
Начальная школа (2–4-е классы)
Как можно судить, основываясь на полученных данных, все выявленные между дизиготными однополыми и разнополыми близнецами различия по успеваемости в начальной школе не значимые. Тем не менее можно видеть, что разнополые близнецы несколько успешнее однополых близнецов по всем предметам, кроме чтения.
Таблица 21
Успеваемость дизиготных однополых близнецов (ДЗО) и дизиготных разнополых близнецов (ДЗР) в начальной школе (2–4-е классы)
Предметы | Средняя оценка ДЗО |
Средняя оценка ДЗР |
t-крит. | p |
Русский язык | 3,77 | 3,79 | –0,29 | 0,775 |
Чтение | 4,17 | 4,15 | 0,20 | 0,842 |
Математика | 3,89 | 3,90 | –0,14 | 0,892 |
Иностранный язык | 4,08 | 4,09 | –0,06 | 0,951 |
Природоведение | 4,17 | 4,17 | – | – |
ИЗО | 4,57 | 4,63 | –0,97 | 0,332 |
Физкультура | 4,66 | 4,74 | –1,56 | 0,119 |
Предметы | Средняя оценка ДЗО |
Средняя оценка ДЗР |
t-крит. | p |
Русский язык | 3,63 | 3,58 | 0,77 | 0,440 |
Литература | 3,96 | 3,98 | –0,18 | 0,860 |
Математика | 3,61 | 3,76 | –1,79 | 0,071 |
Иностранный язык | 3,84 | 3,87 | –0,32 | 0,749 |
Природоведение | 3,95 | 4,11 | –1,29 | 0,200 |
География | 3,94 | 4,02 | –0,72 | 0,473 |
Биология | 3,94 | 4,07 | –1,16 | 0,246 |
Искусство | 4,39 | 4,53 | –1,85 | 0,065 |
История | 4,00 | 4,04 | –0,47 | 0,637 |
Физкультура | 4,53 | 4,65 | –1,78 | 0,076 |
Предметы | Средняя оценка ДЗО |
Средняя оценка ДЗР |
t-крит. | p |
Русский язык | 3,60 | 3,60 | – | – |
Литература | 3,89 | 3,87 | 0,50 | 0,620 |
Алгебра | 3,67 | 3,64 | 0,65 | 0,519 |
Геометрия | 3,72 | 3,62 | 1,93 | 0,054 |
Иностранный язык | 3,86 | 3,77 | 1,89 | 0,058 |
Физика | 3,74 | 3,74 | – | – |
Химия | 3,71 | 3,72 | 0,05 | 0,960 |
География | 3,99 | 3,92 | 1,35 | 0,176 |
Биология | 3,96 | 3,92 | 0,68 | 0,495 |
История | 3,96 | 3,95 | 0,24 | 0,808 |
Граждановедение | 4,12 | 4,07 | 0,78 | 0,438 |
Физкультура | 4,48 | 4,40 | 1,89 | 0,059 |
Поступила в редакцию 20 января 2009 г.
Сведения об авторе
Зырянова Надежда Михайловна. Кандидат психологических наук, доцент кафедры психогенетики, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Моховая 11/5, 125009 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Ссылка для цитирования
Зырянова Н.М. Академическая успешность близнецов и их одиночнорожденных сверстников. Часть 1 [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 4(6). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.20гг).