Становление интеллектуально-личностной системы старших дошкольников как показатель психологической готовности к школьному обучению
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v4i18.836Ключевые слова:
психологическая готовность к школе, дошкольный возраст, программа когнитивного развития, закон системной дифференциации, умственное развитие, личностное развитиеАннотация
Исследовались особенности и динамика становления внутренней структурной организации когнитивной и личностной подсистем дошкольников (N = 138). Показано, что в условиях целенаправленного воздействия на когнитивную сферу дети экспериментальной группы значительно больше продвинулись в интеллектуальном и личностном развитии по сравнению со своими сверстниками из контрольной группы. Под влиянием экспериментальных воздействий на когнитивную сферу количество и теснота связей исследуемых показателей уменьшаются; системная дифференциация свидетельствует об эффективности процессов развития. В обычных условиях дошкольного учреждения (контрольная группа) к концу опытного периода выявлен, наоборот, рост взаимосвязанности исследуемых показателей («лже-интеграция»), что свидетельствует о сравнительно низком уровне сформированности когнитивно-личностной системы. Результаты дают основание говорить о том, что в предшкольный период целенаправленное когнитивное развитие, осуществляемое в ситуации комплексного воздействия ряда факторов, адресованных к личности старших дошкольников, обеспечивает формирование достаточно высокого уровня познавательно-личностной готовности к школьному обучению.
Скачивания
Литература
Abramenkova V.V. Sotsial'naya psikhologiya detstva: rebenok sredi vzroslykh i sverstnikov v onto- i sotsiogeneze // Mir psikhologii. 1996. N 3(8). S. 129–156. [in Russian]
Alekseeva A. Formirovanie gotovnosti k ovladeniu chteniem i pis’mom // Doshkol’noe vospitanie. 2007. N 2. S. 17–21. [in Russian]
Averina I.S., Shcheblanova E.I., Zadorina E.N. Metodika ekspress-diagnostiki intellektual'nykh sposobnostei (MEDIS-6-7): metodich. rukovodstvo. Obninsk: Printer, 1994. [in Russian]
Belopol'skaya N.L. Motivatsiya detei s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya v usloviyakh psikhicheskogo nasyshcheniya // Defektologiya. 1975. N 1. S. 25–28. [in Russian]
Belopol'skaya N.L. Psikhologicheskaya diagnostika lichnosti detei s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya. M.: Izd-vo URAO, 1999. [in Russian]
Bozhovich L.I. Problema gotovnosti rebenka k shkol’nomu obucheniyu // Bozhovich L.I. Lichnost’ i ee formirovanie v detskom vozraste. SPb.: Piter, 2008. S. 168–195. [in Russian]
Braitfel’d V.N. Motivatsiya uchebnoi deyatel’nosti mladshikh podrostkov s zaderzhkoi psikhicheskogo pazvitiya: avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk. M.,1999. [in Russian]
Chuprikova N.I. Umstvennoe razvitie i obuchenie (k obosnovaniyu sistemno-strukturnogo podkhoda). M.: Izd. MPSI; Voronezh: MODEK, 2003. [in Russian]
Chuprikova N.I. Umstvennoe razvitie: Printsip differentsiatsii. SPb.: Piter, 2007. [in Russian]
Diagnostika psikhicheskogo razvitiya: per. s cheshsk. / red. I.Shvantsara. Praga: Avitsenum, 1978. [in Russian]
Diagnostika uchebnoi deyatel'nosti i intellektual'nogo razvitiya detei / pod red. D.B.El'konina, A.L.Vengera. M.: Izd-vo APN SSSR, 1981. [in Russian]
Dorokhova S.V. Osobennosti uchebnoi motivatsii mladshikh podrostkov pri uglublennom izuchenii inostrannogo (angliiskogo) yazyka: avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk. M., 2007. [in Russian]
Dubinko N.A. Vliyanie kognitivnykh protsessov na proyavlenie agressivnosti v detskom vozraste // Voprosy psikhologii. 2000. N 1. S. 53–57. [in Russian]
Fel’dshtein D.I. Psikhologo-pedagogicheskie problemy postroeniya novoy shkoly v usloviyakh znachimykh izmenenii rebenka i situatsii ego razvitiya // Voprosy psikhologii. 2010. N 3. S. 47–56. [in Russian]
Guseva S.V. Korrektsionno-razvivayushchaja rabota kak sredstvo formirovaniya uchebnoi motivatsii mladshikh podrostkov: avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk. M.,1997. [in Russian]
Isakova S.D. Prichiny trevozhnosti u detei doshkol’nogo vozrasta // Psikhologicheskaya sluzhba v obshchestve: problemy i perspektivy razvitiya. Komsomolsk-on-Amure, 2002. Ch. 2. S. 30–32. [in Russian]
Kisteneva E.P. Ponimanie emotsional’nykh sostoyanii umstvenno otstalymi det’mi: avtoref. dis. … kand. psihol. nauk. M., 2000. [in Russian]
Kholodnaya M.A. Psikhologiya intellekta. Paradoksy issledovaniya. SPb., 2002. [in Russian]
Kholodnaya M.A. Teoriya intellekta B.G.Anan’eva: retrospektivnyi i perspektivnyi aspekty // Psihologicheskii zhurnal. 2007. T. 28, N 5. S. 49–60. [in Russian]
Kholodnaya M.A. Intellectual’noe vospitanie ili funktsional’naya gramotnost’: problema prioritetov v sfere shkol’nogo obrazovaniya // Psihologiya i sovremennoe rossiiskoe obrazovanie: materialy IV Vserossiiskogo s’’ezda psikhologov odrazovaniya Rossii. M., 2008. [in Russian]
Korsakova N.K., Mikadze U.V., Balashova E.U. Neuspevayushchie deti: neiropsikhologicheskaya diagnostika trudnostei v obuchenii mladshikh shkol’nikov. Izd. 2-e, dop. M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2001. [in Russian]
Korshunova A.R. Affektivno-kognitivnyi stil’ reprezentatsii otnoshenii “Ya-Drugoi” u lits s suitsidal’nymi popytkami: avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk. M., 2005. [in Russian]
Leontiev A.N. Emotsional’nye yavleniya. Affekty // Leontiev A.N. Lektsii po obshchei psikhologii: ucheb. posobie dlya vuzov. 4-e izd., ster. M.: Smysl; Akademia, 2007. S. 461–478. [in Russian]
Lokalova N.P. 120 urokov psikhologicheskogo razvitiya mladshikh shkol’nikov. Psikhologicheskaya programma razvitiya kognitivnoi sfery uchashchihsya I–IV klassov: v 2 ch. 4-e izd. M.: Os’-89, 2008. [in Russian]
Lokalova N.P. Primenenie zakona sistemnoi differentsiatsii v postroenii psikhologicheskoi programmy kognitivnogo razvitiya mladshikh shkol’nikov // Teoriya razvitiya: Differentsionno-integratsionnaya paradigma / sost. N.I.Chuprikova. M.: Yazyki slavyanskikh kul’tur. 2009. S. 79–90. [in Russian]
Lokalova N.P. Psikhologicheskaya osnova kompetentnostnogo podkhoda kak novoi paradigmy sovremennogo shkol’nogo obrazovaniya [Elektronnyi resurs] // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie: elektron. nauch. zhurn. 2010. N 4. URL: http:// www.psyedu.ru (data obrashcheniya: 16.05.2011). [in Russian]
Makeeva E.A. Sravnitel’noe izuchenie motivatsii ucheniya mladshykh shkol’nikov s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya i s umstvennoi otstalost’yu // Spetsial’naya psikhologiya. 2005. N 2(4). С. 12–22. [in Russian]
Miklyaeva A.V., Rumyantseva P.V. Shkol’naya trevozhnost’: diagnostika, profilaktika, korrektsiya. SPb.: Rech’, 2004. [in Russian]
Molchanova G.V. Dinamika vozrastnykh i individual’nykh osobennostei umstvennogo razvitiya trevozhnykh i impul’sivnykh detei 6–8 let: avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk. M., 2000. [in Russian]
Obuchenie i razvitie. Eksperimental'no-pedagogicheskoe issledovanie / red. L.V.Zankov M.: Prosveshchenie, 1975. [in Russian]
Praktikum po vozrastnoi psikhologii: ucheb. Posobie / pod red. L.A.Golovei, E.F.Rybalko. SPb.: Rech', 2002. [in Russian]
Rubinstein S.Ya. Eksperimental'nye metodiki patopsikhologii i opyt primeneniya ikh v klinike. M. : Meditsina, 1970. [in Russian]Rudkevich L.A. Epokhal’nye izmeneniya cheloveka na sovremennom etape i pedagogicheskie innovatsii // Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya. 2005. N 4(5). S. 28–38. [in Russian]
Selivanov V.V. Myshlenie v lichnostnom razvitii sub'ekta. Smolensk: Universum, 2003. [in Russian]
Semenovich A. V. Eti neobychnye obyknovennye deti // Shkol'nyi psikholog. 2005. N 24. S.20–22. [in Russian]
Shapovalova O.E. Osobennosti emotsional’nogo razvitiya umstvenno otstalykh shkol’nikov. M.: Izd-vo MPGU, 2005. [in Russian]
Smirnova E.O., Gudareva O.V. Igra i proizvol’nost’ u sovremennykh doshkol’nikov // Voprosy psikhologii. 2004. N 1. S. 91–103. [in Russian]
Sokolova E.T., Burlakova N.S., Lyeontiu F. Svyaz’ fenomena diffuznoi gendernoi identichnosti s kognitivnym stilem lichnosti // Voprosy psihologii. 2002. N 1. S. 41–51. [in Russian]
Zimeleva Z.A. Psikhologicheskie usloviya vozniknoveniya i korrektsii agressivnogo povedeniya podrostkov: avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk. M., 2002. [in Russian]