Когнитивные и поведенческие репрезентации эмпатии в дошкольном и младшем школьном возрасте

Авторы

  • Елена Изотова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v4i19.822

Ключевые слова:

эмпатия, социальные эмоции, переживание, сопереживание, сочувствие, социализация, аффективная (эмоциональная) децентрация, эмоциональный скрипт, сценарий эмпатийного поведения

Аннотация

Статья посвящена проблеме развития эмпатии в детском возрасте. Раскрывается специфика социальных переживаний, когнитивных и поведенческих репрезентаций эмпатии в разные возрастные периоды. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей эмпатийных переживаний и сценариев эмпатийного поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста (N = 154). Показано, что в этот возрастной период происходит расширение и усложнение социальных переживаний, увеличение объема и дифференцированности представлений детей об эмоциональной сфере человека, о причинах и способах выражения сопереживания и сочувствия по отношению к различным эмпатийным объектам.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Елена Изотова

Изотова Елена Ивановна. Кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. E-mail: theoretic@mail.ru

Литература

Anan'ev B.G. Psikhologiya chuvstvennogo poznaniya. M.: Izd-vo APN RSFSR,1960. [in Russian]

Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. SPb.: Piter, 2008. [in Russian]

Bozhovich L.I. K razvitiyu affektivno-potrebnostnoy sfery cheloveka // Problemy obshey, vozrastnoy i pedagogicheskoy psihologiyi / pod red. V.V.Davydova. M.: Pedagogika, 1978. [in Russian]Breslav G.M. Emotsional'nye osobennosti formirovaniya lichnosti v detstve: norma i otkloneniya. M.: Pedagogika, 1990. [in Russian]

Bylkina N.D., Lyusin D.V. Razvitie predstavlenii detei ob emotsiyakh v ontogeneze // Voprosy psikhologii. 2000. N 5. S. 38–47. [in Russian]

Gavrilova T.P. Eksperimental'noe izuchenie empatii u detei mladshego i srednego shkol'nogo vozrasta // Voprosy psikhologii. 1974. N 2. S. 107–114. [in Russian]

Gavrilova T.P. Empatiya i ee osobennosti u detei mladshego i srednego shkol'nogo vozrasta: dis. … kand. psikhol. nauk. M.,1977. [in Russian]

GavrilovaT.P. Analiz empatiynykh perezhivaniy mladshikh shkol'nikov i mladshikh podrostkov // Psikhologiya mezhlichnostnogo poznaniya / pod red. A.A.Bodaleva. M.: Pedagogika, 1981.[in Russian]

Gavrilova T.P. Ponyatie empatii v zarubezhnoy psikhologii // Voprosy psikhologii. 1975. N 2. S. 147–157. [in Russian]

Gippenreyter Ju.B., Karyagina T.D., Kozlova E.N. Fenomen kongruentnoy empatii // Voprosy psihologii. 1993. N 4. S. 61–68. [in Russian]

Hoffman M.L. Toward a theory of empathic arousal and development // M.Lewis, L.A.Rosenblum (Eds). The Development of Affect. New York: Plenum Press, 1978.

Il'in E.P. Emotsii i chuvstva. SPb; Moskva i dr.: Piter, 2001. [in Russian]

Izotova E.I. Emotsional'nye predstavlenii kak faktor psikhicheskogo razvitiya detei doshkol'nogo vozrasta: avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk. M.,1994. [in Russian]

Izotova E.I., Nikiforova E.V. Emotsional'naya sfera rebenka: Teoriya i praktika: ucheb. posobie. M.: Akademiya, 2004. [in Russian]

Kategoriya perezhivaniya v psikhologii i filosofii: monografiya / pod. red. T.D.Marsinkovskoi. M.: Prometei, 2005. [in Russian]

Kuzmishcheva M.A. Dinamika predstavlenii ob emotsiyakh detei starshego doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta: avtoref. diS. …kand. psikhol. nauk. M., 2002. [in Russian]

Razvitie sotsial'nykh emotsii u detei doshkol'nogo vozrasta / pod red. A.V.Zaporozhtsa, Ya.Z.Neverovich. M.: Pedagogika, 1986. [in Russian]

Russel J.A. Culture, script and children’s understanding of emotion // Saarni C., Harris P.L. (Eds.). Children’s understanding of emotion. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1989. P. 293 – 318.

Strelkova L.G. Usloviya razvitiya empatii pod vliyaniem hudozhestvennogo proizvedeniya // Razvitie social'nyh emocij u detey doshkol'nogo vozrasta / pod red. A.V.Zaporozhtsa, Ya.Z.Neverovich. M.: Pedagogika,1986.S. 70–100. [in Russian]Vygotsky L.S. Uchenie ob emotsiyakh // Sobr. soch. M.: Pedagogika. T. 4. [in Russian]

Yakobson M.Ya. Emotsional'naya zhizn' shkol'nika. M.: Nauka,1966. [in Russian]

Yusupov I.M. Psikhologiya empatii (Teoreticheskie i prikladnye aspekty): dis. ...d-ra. psikhol. nauk. Sankt-Peterburg, 1995. [in Russian]

Yusupov I.M. Vchuvstvovanie. Proniknovenie. Ponimanie. Kazan: Izd-vo Kazan un-ta, 1993. [in Russian]

Zaporozhets A.V. Rol' L.S.Vygotskogo v razrabotke problemy emotsii // Nauchnoe tvorchestvo L.S.Vygotskogo i sovremennaya psikhologiya. M.: Pedagogika, 1981. S. 57–63. [in Russian]

Число просмотров

Просмотров: 353

Опубликован

31.10.2011

Как цитировать

Изотова, Е. (2011). Когнитивные и поведенческие репрезентации эмпатии в дошкольном и младшем школьном возрасте. Психологические исследования, 4(19). https://doi.org/10.54359/ps.v4i19.822

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>