Related Articles
Зоткина Е.А. Профессиональная идентичность современных телекоммуникаторов
English version: Zotkina E.A. The characteristics of professional identity of modern telecommunicators
Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия
Сведения об авторе
Литература
Ссылка для цитирования
Выявлены и проанализированы основные характеристики профессиональной идентичности работающих телекоммуникаторов (режиссеров, корреспондентов, редакторов – всего 100 человек) и осваивающих эту профессию студентов (78 человек). Показано наличие выраженной профессиональной направленности на этапе профессионального обучения. На представлениях о будущем и жизненных планах работающих телекоммуникаторов сказывается диффузность профессиональной идентичности, обусловленная нечетким функционалом, размытым профессиональным статусом, падением престижа профессии.
Ключевые слова: профессиональная идентичность, Я-концепция, образ Я, самоописание
Высокая динамичность современной социальной ситуации, рост значимости СМИ в становлении и трансформации индивидуального сознания потребителя медийных продуктов, реально сложившаяся практика профессиональной подготовки специалистов в области телекоммуникации, с одной стороны, и недостаточная научная разработанность содержания и направлений развития профессиональной идентичности таких специалистов, с другой стороны, определяют актуальность теоретико-экспериментального исследования особенностей профессиональной идентичности телекоммуникаторов.
Постановка проблемы
Процесс профессионального развития сегодня становится процессом конструирования человеком своей субъектности, своего образа мира, своей Я-концепцией, себя в профессии [Митина, 2009]. Профессиональное развитие – цель и ценность профессиональной культуры, открытый, неравномерный, гетерохронный процесс [Сыманюк, 2007]. К методологическим принципам научно-психологического анализа профессионального развития относят принципы детерминизма и развития; изучения человека в его прогрессивном развитии как индивида, субъекта труда и индивидуальности; активности; гуманизма [Деркач, Зазыкин, 2003].
Качество профессионального развития во многом определяется наличием и зрелостью профессиональной идентичности, которая выступает как результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации [Шнейдер, 2001a].
Профессиональное самоопределение как составная часть профессиональной идентичности – длительный процесс реализации внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной среде и способ ее самореализации [Пряжников, 1996, 1997]. Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала [Психологическое обеспечение … , 2010].
Важное значение имеет изучение механизмов построения эталонных образов профессионала. Создание и трансформация таких образцов могут быть рассмотрены через исследование соотношения идеального и реального «Я» личности. Высокая степень соответствия реального «Я» идеальному рассматривается как важный показатель психического здоровья. Однако отсутствие дистанции между Я-реальным и Я-идеальным снимает внутриличностное смысловое противоречие и приводит к потере смысла жизни, стагнации личности [Бернс, 1986; Роджерс, 1995; Франкл, 1990; Хорни, 1993].
В контексте профессионального становления идеальное Я представлено эталоном личности профессионала и содержит в себе характеристики общего (представления об успешном в данной профессии человеке), особенного (специфика предмета профессиональной деятельности, социально-исторические особенности общества), единичного (личностное своеобразие конкретного субъекта, неповторимость индивидуального процесса профессионального становления). Связь между образом Я и эталоном личности профессионала исследуется через сравнение объема описываемых профессиональных трудностей и профессиональных планов, через сходство перечня приписываемых и оцениваемых свойств [Ковалев, 1988; Кудрявцев, Шегурова, 1983; Реан, 2007; Рябикина, 1995; Столин, 1983].
Эти положения нашли отражение в эмпирической части нашего исследования, где профессиональная идентичность работающих телекоммуникаторов и студентов, осваивающих эту профессию, изучалась в связи с личностными ценностями и качествами, представлениями об идеальном профессионале и себе как профессионале.
Исследования процесса формирования разных видов идентичности показывают неоднозначность динамики и изменчивость содержания идентичности современного человека. В сегодняшних сложных, быстро меняющихся социальных условиях увеличивается неустойчивость всей системы представлений о себе (внешняя динамичность детерминирует внутреннюю).
В качестве внутренних стабилизаторов системы представлений о себе начинают выступать культурная и профессиональная идентичности. Культура эмоционально воспринимается как устойчивое (имеющее исторические корни) целое, предоставляющее целый спектр эталонов для идентификации (персонажи художественных произведений, деятели культуры), которые наполняют ее личностным содержанием и отношением, связывая личностную и культурную идентичность. Профессиональная идентичность также может стать связующим звеном для разных видов идентичности, способствуя укорененности человека в собственной профессии, в обществе и в своих представлениях о себе [Методологические проблемы современной психологии, 2004].
Уникальность профессии телекоммуникатора проявляется в некоторой изначальной общности культурной и профессиональной идентичностей, что, безусловно, представляет научный интерес и актуальность исследования психологических особенностей профессионализации таких специалистов.
В зарубежной и отечественной психологии проблема идентичности описывается с точки зрения разных подходов. Исследователи выделяют несколько видов идентичности – личностную, ориентированную на уникальность проявлений человека, и социальную, ориентированную на социальное окружение [Эриксон, 1996; и др.].
Большое число исследований посвящено соотношению социальной и личностной идентичности, где в зависимости от методологического подхода рассматривается значимость того или иного вида идентичности, по-разному решается вопрос взаимосвязи между ними, от представления их двумя полюсами одного биполярного континуума, где на одном полюсе — поведение, полностью определяющееся личностной идентичностью, на втором – поведение, полностью определяющееся социальной идентичностью и достижение идентичности возможно как посредством развития личностной идентичности, так и через формирование социальной идентичности до практически полного слияния этих двух понятий, когда личностная и социальная идентичности представляются не различными частями или аспектами единой идентичности, а разными точками в процессе развития последней.
Научное представление о феномене идентичности сводится к пониманию того, что эволюция идентичности человека – это процесс непрерывного диалектического взаимодействия между личностной и социальной идентичностями. Теоретический анализ литературы показал, что при наличии множества подходов к определению профессиональной идентичности в зарубежной и отечественной психологии в самом общем виде она рассматривается как специфическое системное образование, результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющийся в осознании себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества, определенная степень отождествления-дифференциации себя с делом и другими.
В структуре идентичности выделяют следующие компоненты: ценности, цели, убеждения; потребности, способности, убеждения, индивидуальная история. Идентичность с процессуальной стороны представляет собой постоянно меняющуюся динамическую структуру, компоненты которой меняются или встраиваются в структуру при помощи механизмов дифференциации и интеграции, ассимиляции и аккомодации. Источниками формирования идентичности является решение центральных проблем каждого возрастного периода, решение проблем, возникающих в жизни [Эриксон, 1996].
Активное распространение средств массовой информации (СМИ) и коммуникации (СМК) внесло новую составляющую в процесс формирования личности. Влияние СМИ и СМК на процесс становления личности становится одной из важнейших проблем, разрабатываемых в отечественной и зарубежной психологии. К числу таких исследований относятся: психологические исследования личности телекоммуникатора, инициирующего и выстраивающего процесс опосредованного телевизионного общения; изучение структуры и содержания идентичности человека, не только организующего опосредованное общение, но и демонстрирующего свое личное отношение к происходящим событиям; исследования личностных качеств и ценностных ориентаций телекоммуникаторов, являющихся одной из важных составляющих их профессиональной успешности; исследования личности телекоммуникатора как фактора информационно-психологической безопасности [Матвеева и др., 2000].
При всем многообразии функций, выполняемых телевидением, выделяется функция стабилизации функционирования общества как цельной социальной структуры через воспроизведение сложившихся отношений [Леонтьев, 1974]. Это обозначает, кроме всего прочего, что позиция коммуникатора (по крайней мере в начале телекоммуникационного контакта) по умолчанию активная, так как он вынужденно выступает инициатором контакта. В этой роли телекоммуникатор: организует коммуникативную среду, ориентируясь на свои предположения о партнере по общению; создает средства адекватного общения, обеспечивая адекватность межличностного взаимодействия, организует постоянную напряженность контакта, эмоциональный контакт и личностную включенность партнера – зрителя; находит наиболее эффективные способы выражения своей личностной позиции.
Личностные особенности телекоммуникатора находят отражение в его самоопределении в телеэфире и сказываются на восприятии его экранного образа аудиторией, а восприятие образа телеведущего в процессе общения со зрителем в большей мере детерминируется личностными качествами и профессионализмом ведущих. Высокая степень публичности является одной из основных специфических характеристик деятельности телекоммуникатора, при этом необходимость самопрезентации проявляется как опосредованно (в телесообщении), так и непосредственно – в эфире и жизни. Это предполагает наличие у телекоммуникатора потребности в самопрезентации и самоутверждении.
Проводимые психологические исследования личностных особенностей телекоммуникаторов позволили выявить высокую степень выраженности определенного набора личностных качеств, характеризующих психологические основания поведения человека в различных ситуациях, в том числе и в профессиональной деятельности [Информационная и психологическая безопасность в СМИ, 2002], но глубинных исследований мотивационной сферы и внутренних конфликтов реальных и манифестных целей личности, а также профессиональной идентичности телекоммуникатора не проводилось.
Центральными положениями нашей работы в исследовании профессиональной идентичности телекоммуникаторов стали положения о том, что профессиональная идентичность как результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющийся в осознании себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества, определенная степень отождествления-дифференциации себя с делом и другими:
– является наиболее глубоким усвоением правил, норм, ценностей данной профессиональной группы;
– оказывает влияние на все структуры личности индивида, его личностное развитие;
– проявляется в когнитивно-эмоционально-поведенческих самоописаниях Я [Шнейдер, 2001a].
В данной работе исследуются видовая характеристика профессиональной идентичности (достигнутая позитивная, диффузная, псевдопозитивная, мораторий, кризис идентичности), изменение представлений об идеальном профессионале и о себе как профессионале в зависимости от этапа профессионализации, выбранной специализации и содержании функционала телекоммуникатора.
На основании теоретического анализа были выдвинуты предположения о том, что профессиональная идентичность телекоммуникаторов отличается размытостью и неустойчивостью структуры и доминированием функционально-ролевого компонента в ее содержании, что является следствием полифункциональности и неопределенности профессиональной деятельности.
При этом рассогласование между реальной профессиональной деятельностью и социальными представлениями о профессии приводит к тому, что в структуре профессиональной идентичности телекоммуникаторов доминирует личностная, а не профессиональная составляющая, а в процессе профессионализации уменьшается стремление к творчеству и формируется псевдопрофессиональная идентичность.
Методы
Изучение профессиональной идентичности телекоммуникаторов было предпринято в рамках более общего исследования профессиональной Я-концепции, личностных качеств и ценностных ориентаций таких специалистов. Исследование проводилось в несколько этапов в 2008–2011 гг. Выборку в целом составили 178 человек, из них 100 работающих телекоммуникаторов (30 режиссеров, 30 корреспондентов и 40 редакторов, работающих на ТВ) и 78 студентов Первой национальной школы телевидения Московской академии государственного и муниципального управления, осваивающих профессию телекоммуникатора.
В ходе исследования изучались представления респондентов о себе, идеальном профессионале, представления о профессионализме. Для этого использовались методики «Профессиональная идентичность» [Шнейдер, 2001b] и «Неоконченные предложения», техника самоописаний «Я в прошлом. Я в настоящем. Я в будущем» [Социализация детей … , 2009].
Сравнительный анализ проводился по следующим критериям: по профессиональному статусу (работающие и студенты); профессиональной специализации (работающие режиссеры, корреспонденты и редакторы); полу (работающие мужчины и женщины, студенты девушки и юноши).
Результаты и обсуждение
В ходе комплексного анализа полученных результатов по всем методикам были обнаружены особенности представлений о себе в зависимости от социального статуса, выбранной специальности и пола, что выражалось в соотношении личностных и функциональных описаний образа идеального специалиста и представленности разных видов профессиональной идентичности. Рассмотрим компоненты профессиональной идентичности по данным исследования.
Данные по методике «Профессиональная идентичность» рассматривались и анализировались по двум направлениям: 1) соотношение профессиональных и непрофессиональных самоописаний и 2) виды профессиональной идентичности. При этом сохранялась общая логика сравнительного анализа по профессиональному статусу, специализации и полу.
Таблица 1
Среднее количество профессиональных и непрофессиональных самоописаний. Данные по методике «Профессиональная идентичность»
Критерий формирования групп |
Группы |
Профессиональные самоописания |
Непрофессиональные самоописания |
Профессиональный статус |
Работающие | 27,8 | 19,3 |
Студенты | 17,8 | 8,9 | |
Профессиональная специализация |
Режиссеры | 23,9 | 16,5 |
Корреспонденты | 28,7 | 20,3 | |
Редакторы | 29,9 | 20,6 | |
Пол |
Мужчины (работающие) |
26,3 | 18,5 |
Женщины (работающие) |
28,6 | 19,8 | |
Мужчины (студенты) |
17,4 | 8,6 | |
Женщины (студенты) |
18,2 | 9,1 |
Из таблицы 1 видно, что количество самоописаний больше у работающих, чем у студентов. Во всех трех профессиональных группах профессиональные самоописания преобладают над непрофессиональными. Тенденция в соотношении профессиональных и непрофессиональных самоописаний у мужчин и женщин двух групп (работающих и студентов) сохраняется. У мужчин количество самоописаний выше, чем у женщин.
Таблица 2
Виды профессиональной идентичности. Данные по методике «Профессиональная идентичность» (в процентах от количества ответов в каждой группе)
Критерий формирования групп |
Группы | ДИ | ДПИ | М | ППИ | К |
Профессиональный статус |
Работающие | 35,5 | 7,0 | 9,0 | 46,0 | 2,5 |
Студенты | 40,5 | 8,0 | 40,5 | 11,0 | 0,0 | |
Профессиональная специализация |
Режиссеры | 40,0 | 8,0 | 16,0 | 32,0 | 4,0 |
Корреспонденты | 28,7 | 7,0 | 7,0 | 53,7 | 3,6 | |
Редакторы | 38,0 | 6,0 | 6,0 | 50,0 | 0,0 | |
Пол |
Мужчины (работающие) |
39,0 | 3,0 | 13,0 | 45,0 | 0,0 |
Женщины (работающие) |
34,0 | 9,0 | 7,0 | 46,0 | 4,0 | |
Мужчины (студенты) |
8,0 | 0,0 | 5,0 | 3,0 | 0,0 | |
Женщины (студенты) |
33,5 | 14,0 | 47,5 | 5,0 | 0,0 |
Примечания. ДИ – Диффузная идентичность, ДПИ – Достигнутая позитивная идентичность, М – Мораторий, ППИ – Псевдопозитивная идентичность, К – Кризис идентичности.
Из таблицы 2 видно, что соотношение видов профессиональной идентичности у работающих и студентов отличается. Главное отличие обнаруживается в высокой доле моратория у студентов и высокой доле псевдопрофессиональной идентичности у работающих. Во всех трех профессиональных подгруппах преобладают псевдопозитивная и диффузная идентичность. Половые различия в профессиональной идентичности менее значимы, чем социальный статус. Особенно это заметно в сравнении долей диффузной идентичности и моратория во всех четырех подгруппах по полу и социальному статусу.
В таблице 3 представлены данные по методике «Я в прошлом. Я в настоящем. Я в будущем»
Таблица 3
Среднее количество общих и профессиональных самоописаний. Данные по методике «Я в прошлом. Я в настоящем. Я в будущем»
Критерий формирования групп |
Группы |
Общее количество самоописаний |
Профессиональные роли |
Профессиональный статус |
Работающие | 13,6 | 0,6 |
Студенты | 18,4 | 0,9 | |
Профессиональная специализация |
Режиссеры | 10,1 | 0,6 |
Корреспонденты | 15,5 | 0,8 | |
Редакторы | 14,6 | 0,4 | |
Пол |
Мужчины (работающие) |
12,7 | 0,6 |
Женщины (работающие) |
14,1 | 0,6 | |
Мужчины (студенты) |
19,1 | 1,0 | |
Женщины (студенты) |
17,9 | 0,9 |
Необходимо отметить, что студенты дают в среднем больше актуальных, ретроспективных и перспективных самоописаний. При этом число упоминаний профессиональных ролей практически совпадает.
Меньше всего самоописаний обнаруживается у режиссеров, больше всего у корреспондентов. Анализ показал, что в самоописаниях все три группы телекомуникаторов больше используют субъективные характеристики, чем объективные; в объективных характеристиках профессиональные роли занимают ведущие позиции; наибольшее число субъективных характеристик относится к описаниям себя в прошлом, наименьшее – в будущем; среди субъективных характеристик в самоописаниях выделяются две группы: качества (интеллектуальные, эмоциональные, нравственные) и отношения (к себе, к людям, к карьере и культуре).
Значимых половых отличий по соотношению числа общих и профессиональных самоописаний не обнаруживается.
Данные по методике «Неоконченные предложения» рассматривались и анализировались по трем направлениям: 1) образ идеального профессионала (содержание характеристики), 2) образ идеального профессионала (качество характеристики) и 3) совпадения профессиональных образов «Я-реальное» и «Я-идеальное». При этом сохранялась общая логика сравнительного анализа по профессиональному статусу, специализации и полу.
Полученные ответы по завершению предложения «Идеальный режиссер (корреспондент, редактор) – это…» мы разделили на описания через функции (Ф), качества (К), социальную значимость профессии (СЗП) и варианты их сочетания (Ф+К, Ф+СЦП, К+СЗП).
Таблица 4
Эталон профессионала (содержание характеристики). Данные по методике «Неоконченные предложения» (в процентах от количества ответов в каждой группе)
Критерий формирования групп |
Группы | Ф | К | СЗП | Ф+К | Ф+СЗП | К+СЦП |
Профессиональный статус |
Работающие | 53,9 | 21,4 | 1,1 | 13,6 | 5,5 | 4,4 |
Студенты | 62,3 | 9,7 | 0,0 | 20,2 | 6,1 | 1,8 | |
Профессиональная специализация |
Режиссеры | 66,7 | 16,7 | 3,3 | 6,7 | 3,3 | 3,3 |
Корреспонденты | 40,0 | 20,0 | 0,0 | 16,7 | 13,3 | 10,0 | |
Редакторы | 55,0 | 27,5 | 0,0 | 17,5 | 0,0 | 0,0 | |
Пол |
Мужчины (работающие) |
56,0 | 20,0 | 3,0 | 6,0 | 12,0 | 3,0 |
Женщины (работающие) |
54,6 | 22,7 | 0,0 | 18,2 | 1,5 | 3,0 | |
Мужчины (студенты) |
44,0 | 6,0 | 0,0 | 31,0 | 19,0 | 0,0 | |
Женщины (студенты) |
52,8 | 14,2 | 0,0 | 28,5 | 4,8 | 0,0 |
Примечания. Аббревиатурами обозначены функции (Ф), качества (К), социальная значимость профессии (СЗП) и варианты их сочетания (Ф+К, Ф+СЦП, К+СЗП).
К основным результатам анализа полученных данных по методике «Неоконченные предложения», где респондентам предлагалось закончить фразы «Идеальный телекоммуникатор – это…», «Идеальный режиссер – это…», «Идеальный редактор – это…», «Идеальный корреспондент – это…», можно отнести следующее: студенты чаще работающих описывают идеального профессионала через функции (62,3% и 53,9% соответственно), тогда как доля профессионально важных качеств в описаниях выше у работающих (21,4%), чем у студентов (9,7%).
Описывая эталон профессионала, режиссеры в 66,7% используют функции, 16,7% – профессиональные качества, 3,3% – социальную значимость профессии. Корреспонденты в 40% опираются в таких определениях на функции, в 20% – на качества. Редакторы в 55% указывают на функции, в 27,5% – на качества. Остальные ответы носят комбинированный характер. Наибольшее вариативное распределение таких вариантов обнаруживается у корреспондентов (16,7% – функции + качества, 13,3% – функции + социальная значимость профессии, 10% – качества + социальная значимость профессии). Обращает на себя тот факт, что ни в одном описании идеального профессионала у редакторов нет указания на социальную значимость профессии. Общим для всех трех профессиональных групп в портретах идеального профессионала является преобладание функциональных описаний.
В описаниях идеального профессионала женщины чаще, чем мужчины, опираются на функции и качества, причем в студенческой выборке это проявляется заметнее.
Еще одной линией анализа портретов идеальных телекоммуникаторов стал уровень метафоричности описаний. Мы разделили полученные описания на три группы: прямые (неметафоричные) – П, метафоричные – М и смешанные (сочетание прямых и метафоричных высказываний) – П+М.
Таблица 5
Эталон профессионала (качество характеристики). Данные по методике «Неоконченные предложения» (в процентах от количества ответов в каждой группе)
Критерий формирования групп |
Группы | П | М | П+М |
Профессиональный статус |
Работающие | 70,8 | 12,0 | 17,2 |
Студенты | 62,3 | 19,3 | 18,4 | |
Профессиональная специализация |
Режиссеры | 53,3 | 20,0 | 26,7 |
Корреспонденты | 76,6 | 3,3 | 20,0 | |
Редакторы | 82,5 | 12,5 | 5,0 | |
Пол |
Мужчины (работающие) |
59,0 | 11,0 | 30,0 |
Женщины (работающие) |
79,0 | 12,0 | 9,0 | |
Мужчины (студенты) |
56,0 | 19,0 | 25,0 | |
Женщины (студенты) |
43,0 | 33,0 | 24,0 |
Примечания. Описания: прямые – П, метафоричные – М, смешанные – П+М.
Из таблицы 5 видно, что в описаниях студентов чаще встречаются метафорические образы (19,3%), у работающих доля таких описаний составила 12,0%. Обнаруженные различия в образах идеальных профессионалов объясняются функциональной направленностью содержания профессионального образования и недостаточностью реального опыта работы у студентов.
Наибольший процент (82,5%) прямых, неметафоричных высказываний обнаруживается у редакторов, наименьший (53,3%) – у режиссеров. У корреспондентов такие описания встречаются в 76,6%. Такие данные позволяют предполагать большую креативность режиссеров и их эмоциональную включенность в процесс конструирования эталонного образа профессионала.
По соотношению прямых и метафорических описаний девушки-студенты чаще используют метафорические высказывания, чем юноши-студенты и работающие обоих полов.
Вторая часть методики «Неоконченные предложения» заключалась в продолжении фразы «Я как режиссер (корреспондент, редактор) …». Главной линией анализа полученных данных стало их сравнение с образами идеального профессионала.
Таблица 6
Совпадения профессиональных образов «Я-реальное» и «Я-идеальное». Данные по методике «Неоконченные предложения» (в процентах от количества ответов в каждой группе)
Критерий формирования групп |
Группы |
Полное совпадение |
Частичное совпадение |
Профессиональный статус |
Работающие | 53,0 | 47,0 |
Студенты | 29,0 | 71,0 | |
Профессиональная специализация |
Режиссеры | 37,5 | 62,5 |
Корреспонденты | 50,0 | 50,0 | |
Редакторы | 67,6 | 32,4 | |
Пол |
Мужчины (работающие) |
58,0 | 42,0 |
Женщины (работающие) |
50,0 | 50,0 | |
Мужчины (студенты) |
33,0 | 67,0 | |
Женщины (студенты) |
27,0 | 73,0 |
Из таблицы 6 видно, что соотношение частичных и полных совпадений профессиональных образов «Я-реальное» и «Я-идеальное» значительно различается у работающих и студентов. Реальная профессиональная деятельность способствует сближению этих образов.
Характеризуя образ себя в профессии (реальное профессиональное Я), большинство респондентов соотносятся с описанными ими эталонами. При этом реальное Я полностью совпадает с идеальным у большинства редакторов, половины корреспондентов и одной трети режиссеров. Возможно, это связано с меньшей самокритичностью редакторов или упрощенной моделью эталонного образа у них. Кроме того, обнаруженное расхождение по специальностям может быть объяснено и большей определенностью функционала редакторов и большей размытостью функциональных обязанностей у режиссеров.
Половые различия во этому параметру (совпадение профессиональных образов «Я-реальное» и «Я-идеальное») незначительные, особенно по сравнению с сопоставительными результатами по социальному статусу.
Анализ полученных данных позволяет констатировать наличие профессиональной направленности уже на этапе профессионального обучения, где профессиональные самоописания преобладают над непрофессиональными описаниями. Анализ динамики профессиональной мотивации в процессе профессионального обучения показывает, что уже в период получения профессионального образования такая мотивация начинает снижаться за счет роста прагматических мотивов. Во многом это обусловлено «погружением» студентов в ходе практики в реальный процесс создания и трансляции телевизионных продуктов, непосредственным контактом с различными представителями профессии, что позволяет студентам осознать размытость профессионального статуса, нечеткость функционала, падение престижа профессии.
Все это приводит к снижению профессиональной мотивации студентов, а в дальнейшем – к диффузности профессиональной идентичности работающих телекоммуникаторов, что проявляется в росте числа псевдопозитивной идентичности и моратория идентичности. Это сказывается на их представлениях о будущем и жизненных планах. Анализ результатов показывает, что даже у работающих коммуникаторов представления о профессиональных функциях носят характер неопределенности. Чем больше неопределен функциональный репертуар (например, такой функционал менее определен у режиссеров по сравнению с корреспондентами и особенно редакторами), тем больше не совпадают Я-идеальное и Я-реальное. В образе Я большое место занимают представления о себе как о личности, что можно рассматривать как компенсацию недостаточной определенности функционального репертуара профессии телекоммуникатора.
В контексте более широкого исследования профессиональной Я-концепции телекоммуникаторов изучение особенностей профессиональной идентичности проводилось в связи с личностными качествами тех, кто выбрал эту профессию. Нами было обнаружено, что в диспозиции личностных качеств заметной специфики нет. Диспозиция личностных качеств телекоммуникатора в целом соответствует таким диспозициям представителей тех профессии, которые работают с людьми и большими группами.
К числу таких наиболее универсальных качеств в этих профессиях могут быть отнесены: умение адаптироваться и быстро приспосабливаться к новым ситуациям; мотивация на общение; умение простраивать ролевой функционал; самомониторинг. Поскольку выделенные качества обнаруживаются и у тех, кто работает телекоммуникаторами, и у тех, кто еще только осваивает данную профессию, это позволило нам сделать вывод, что, с одной стороны, личностные качества определяют профессиональный выбор, а с другой стороны, профессиональная деятельность телекоммуникатора детерминирует укрепление и компенсацию требуемых для этой профессии личностных качеств.
Выводы
1. Неопределенность и нечеткость ролевого функционала профессиональной деятельности телекоммуникаторов приводит к смешанности и размытости содержания профессиональной идентичности как на стадии обучения, так и в процессе работы всех специалистов данной профессии (режиссер, корреспондент, редактор).
2. В структуре профессиональной идентичности телекоммуникаторов доминирует личностная идентичность, в то время как профессиональная составляющая трансформируется в псевдоидентичность у всех специализаций данной профессии. Это доказывается и ценностными ориентациями режиссеров, корреспондентов и редакторов, которые в большей степени определяются личностными и карьерными, а не творческими ценностями.
3. Структура и содержание профессиональной идентичности телекоммуникаторов детерминируется их ролевыми обязанностями и профессиональным статусом и направлена преимущественно на самопрезентацию и достижение профессиональной и материальной независимости. В содержании профессиональной идентичности превалируют выполняемые специалистом функции и роли, но не личностные качества и достижения.
4. Диспозиция личностных качеств телекоммуникатора в целом соответствует таким диспозициям представителей тех профессии, которые работают с людьми и большими группами. К числу таких наиболее универсальных качеств в этих профессиях могут быть отнесены: умение адаптироваться и быстро приспосабливаться к новым ситуациям; мотивация на общение; умение простраивать ролевой функционал; самомониторинг. Поскольку выделенные качества обнаруживаются и у тех, кто работает телекоммуникаторами, и у тех, кто еще только осваивает данную профессию, это позволило нам сделать вывод, что, с одной стороны, личностные качества определяют профессиональный выбор, а с другой стороны, профессиональная деятельность телекоммуникатора детерминирует укрепление и компенсацию требуемых для этой профессии личностных качеств.
5. Наиболее сформированной по содержанию является профессиональная идентичность режиссеров, что связано с более определенными функциональными требованиями этой специализации профессии. В их профессиональных самоописаниях при сохранении ведущей тенденции преобладания функциональных описаний содержатся также профессионально важные качества и указания на социальную значимость профессии.
6. Режиссеры больше уверены в возможности контролировать жизнь, достигнуть намеченной цели и осмысленности своей работы. Корреспонденты менее уверены в возможности контроля и достижения цели. Это, видимо, связано и с их более зависимым и ситуативно-обусловленным профессиональным положением и установкой на временность этого этапа в профессиональной карьере. Редакторы как люди, имеющие меньшие амбиции и определенный профессиональный функционал, более реалистичны и уверены в осмысленности и контролируемости жизни и деятельности.
7. Результаты эмпирического исследования позволяют констатировать наличие профессиональной направленности уже на этапе профессионального обучения. В то же время размытый профессиональный статус, нечеткий функционал, падение престижа профессии приводят к диффузности профессиональной идентичности работающих телекоммуникаторов и сказываются на их представлениях о будущем и жизненных планах. Гендерные отличия более выпукло характеризуют профессиональную идентичность телекоммуникаторов, подчеркивая ее личностную направленность и конфликт между реальностью и социальными представлениями о профессии.
Литература
Бернс Р. [Burns R.] Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. СПб.: Питер, 2003.
Информационная и психологическая безопасность в СМИ: в 2 т. / под ред. А.И.Донцова, Я.Н.Засурского, Л.В.Матвеевой, А.И.Подольского. М.: Аспект Пресс, 2002.
Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988.
Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. N 2. С. 51–56.
Леонтьев А.А. Психолингвистическая проблематика массовой коммуникации. М.: Наука, 1974.
Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М.: Психология, 2000.
Методологические проблемы современной психологии / под ред. Т.Д.Марцинковской. М.: Смысл, 2004.
Митина Л.М. Психологические основы профессионального развития личности в системе «Человек – образование – профессия» // V Международная научно-практическая конференция «Человек – образование – профессия» (Москва, 6–8 июля 2009 года). М., 2009. С. 10–15.
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во Ин-та практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996.
Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.: Изд-во Ин-та практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997.
Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика / под ред. Г.С.Никифорова. СПб.: Речь, 2010.
Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007.
Роджерс К. [Rogers C.] Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1995.
Рябикина З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост / З.И.Рябикина. Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та, 1995.
Социализация детей и подростков / под ред. Т.Д.Марцинковской. М.: Прометей, 2009.
Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.
Сыманюк Э.Э. Профессиональные деструкции педагога: методология, теория и практика. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2007.
Франкл В. [Frankl V.] Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
Хорни К. [Horney K.] Женская психология. СПб.: Изд-во Вост.-Европ. ин-та психоанализа, 1993.
Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. М.: Изд-во Моск. открытого соц. ун-та, 2001a.
Шнейдер Л.Б. Экспериментальное изучение профессиональной идентичности. М.: Принт, 2001b.
Эриксон Э. [Erikson E.] Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.
Поступила в редакцию 18 июня 2011 г. Дата публикации: 25 декабря 2011 г.
Сведения об авторе
Зоткина Евгения Ароновна. Аспирант, лаборатория психологии подростка, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Ссылка для цитирования
Зоткина Е.А. Профессиональная идентичность современных телекоммуникаторов [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 6(20). С. 7. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг). 0421100116/0066.
[Последние цифры – номер госрегистрации статьи в Реестре электронных научных изданий ФГУП НТЦ "Информрегистр". Описание соответствует ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка". Дата обращения в формате "число-месяц-год = чч.мм.гггг" – дата, когда читатель обращался к документу и он был доступен.]