Взаимосвязь особенностей мотивационно-ценностной сферы и удовлетворенности работой у аспирантов с различной степенью успешности научно-педагогической деятельности

Авторы

  • Екатерина Забелина
  • Диана Циринг
  • Михаил Овчинников
  • Ирина Пономарева

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v5i25.755

Ключевые слова:

мотивы, ценности, аспирант, педагог, профессиональная деятельность, удовлетворенность работой, профессиональная успешность

Аннотация

Изучалась структура взаимосвязей показателей мотивационно-ценностной сферы и удовлетворенности работой в группах с высокой и низкой степенью успешности научно-педагогической деятельности. Выборка: 85 человек в возрасте от 23 до 30 лет (25 мужчин, 60 женщин), обучающихся в очной аспирантуре университетов Челябинска. Установлены значимые межгрупповые различия по всем изучаемым показателям, кроме удовлетворенности физическими условиями труда. Структура взаимосвязей в группе аспирантов с низкой степенью профессиональной успешности является более разветвленной, включает практически все показатели удовлетворенности работой. Полученные результаты позволяют предполагать, что аспиранты с низкой степенью профессиональной успешности более зависимы от субъективных факторов, присутствующих в организации, более чувствительны к ним. Снижение уровня удовлетворенности работой у профессионально более успешных аспирантов коррелирует с повышенным стремлением достигать успеха, выраженной верой в свои силы и свободу выбора строить собственную жизнь. По результатам исследования, взаимосвязи показателей мотивационно-ценностной сферы и удовлетворенности работой специфичны в группах с разным уровнем успешности научно-педагогической деятельности.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Екатерина Забелина

Забелина Екатерина Вячеславовна. Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, факультет психологии и педагогики, Челябинский государственный университет, ул. Братьев Кашириных, д. 129, 454001 Челябинск, Россия. E-mail: katya_k@mail.ru

Диана Циринг

Циринг Диана Александровна. Доктор психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии, факультет психологии и педагогики, Челябинский государственный университет, ул. Братьев Кашириных, д. 129, 454001 Челябинск, Россия. E-mail: L-di@yandex.ru

Михаил Овчинников

Овчинников Михаил Владимирович. Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, факультет психологии и педагогики, Челябинский государственный университет, ул. Братьев Кашириных, д. 129, 454001 Челябинск, Россия. E-mail: ovmv@mail.ru

Ирина Пономарева

Пономарева Ирина Владимировна. Преподаватель кафедры психологии, факультет психологии и педагогики, Челябинский государственный университет, ул. Братьев Кашириных, д. 129, 454001 Челябинск, Россия. E-mail: ivp-csu@yandex.ru

Литература

Ageev V.S., Dubova T.F., Ryzhonkin Yu.Ya. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14, Psikhologiya, 1987, No. 3, 42–49. (in Russian)

Aseev V.G. Motivatsiya povedeniya i formirovanie lichnosti. Moscow: Mysl', 1976. (in Russian)

Atyunina V.S. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 2007, No. 4, 164–171. (in Russian)

Borozdina L.V. Issledovanie urovnya prityazanii. Moscow: Psikhologiya, 2000. (in Russian)

Dementii, L.I. Vestnik Omskogo universiteta, 2011, No. 2, 277–284. (in Russian)

Demidenko N.N. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Tver State University, Tver, 2007. (in Russian)

Dmitrieva M.A., Druzhilov S.A. Sibir'. Filosofiya. Obrazovanie, 2000, No. 4, 18–30. (in Russian)

Dolgatov M.M. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14, Psikhologiya, 2006, No1, 71–81. (in Russian)

Gordeeva T.O. Psikhologiya motivatsii dostizheniya. Moscow: Smysl, 2006. (in Russian)

Heckhausen H. Motivatsiya i deyatel'nost'. St. Petersburg: Piter, 2003. (in Russian)

Hersberg F., Mausner B., Snyderman B. The motivation to work. Hew York: Wiley, 1963.

Il'in E.P. Motivatsiya i motivy. St. Petersburg: Piter, 2000. (in Russian)

Karandashev V.N. Metodika Shvartsa dlya izucheniya tsennostei lichnosti. St. Petersburg: Rech', 2004. (in Russian)

Leontiev D.A. Test smyslozhiznennykh orientatsii (SZhO). Moscow: Smysl, 2000. (in Russian)

Markova A.K. Psikhologiya professionalizma. Moscow: Znanie, 1996. (in Russian)

Orlov Yu.M. Voskhozhdenie k individual'nosti. Moscow: Prosveshchenie, 1991. (in Russian)

Ovchinnikov M.V., Tsiring D.A., Repin S.A. , Zabelina E.V. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki, 2011, 13(24), 45–50. (in Russian)

Petrenko V.F. Voprosy psikhologii, 1986, No. 3, 133–143. (in Russian)

Psikhologicheskie testy dlya delovykh lyudei. Moscow: Intel-Sintez, 1998. (in Russian)

Rozanova V.A. Psikhologiya upravleniya. Moscow: Intel-Sintez, 1999. (in Russian)

Samoukina N.V. Psikhologiya i pedagogika professional'noi deyatel'nosti. Moscow: Ekmos, 1999. (in Russian)

Samoukina N.V. Psikhologiya professional'noi deyatel'nosti. St. Petersburg: Piter, 2004. (in Russian)

Shadrikov V.D. Poznavatel'nye protsessy i sposobnosti v obuchenii. Moscow, 1994. (in Russian)

Shadrikov V.D. Psikhologiya deyatel'nosti i sposobnosti cheloveka. Moscow: Logos, 1998. (in Russian)

Shumikhina A.V. Prityazaniya lichnosti kak faktor uspeshnosti ee deyatel'nosti. Rostov-on-Don: Institut upravleniya, biznesa i prava, 2006. (in Russian)

Soloed K.V. PhD dissertation (Psychology). Moscow State University, Moscow, 1997. (in Russian)

Spivakovskaya A.S. Profilaktika detskikh nevrozov. Moscow: Genezis, 2002. (in Russian)

Tolmasova A.K. Sotsial'no psikhologicheskie aspekty formirovaniya samootsenki i urovnya prityazanii lichnosti. Moscow: APN SSSR, 1988. (in Russian)

Turetskaya G.V. Psikhologicheskii zhurnal, 1998, 19(1), 37–46. (in Russian)

Vasilenko O.Yu., Vel'ts E.V. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo universiteta, 1999, No. 4, 134–136. (in Russian)

Yakunina Yu.E. PhD dissertation (Psychology). Moscow, 2004. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 190

Опубликован

26.10.2012

Как цитировать

Забелина, Е., Циринг, Д., Овчинников, М., & Пономарева, И. (2012). Взаимосвязь особенностей мотивационно-ценностной сферы и удовлетворенности работой у аспирантов с различной степенью успешности научно-педагогической деятельности. Психологические исследования, 5(25). https://doi.org/10.54359/ps.v5i25.755

Выпуск

Раздел

Статьи