Адаптация опросника для изучения практик родительского воспитания детей дошкольного возраста (APQ-PR)

Авторы

  • Светлана Логинова
  • Елена Слободская
  • Елена Козлова
  • Ольга Корниенко

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v9i47.471

Ключевые слова:

дети, дошкольный возраст, родительское воспитание, личность, опросники, проблемы поведения

Аннотация

Представлены результаты адаптации русскоязычной версии опросника для изучения практик родительского воспитания детей дошкольного возраста (APQ-PR), по данным родителей на выборке 359 детей от 2 до 7 лет. Подтверждена трехфакторная структура опросника, показана удовлетворительная внутренняя согласованность шкал. Корреляции с личностными чертами среднего уровня и факторами Большой пятерки, измеренными с помощью краткой формы Списка индивидуальных особенностей ребенка (ICID-S), а также с проблемами психического здоровья, измеренными с помощью опросника «Сильные стороны и трудности» (SDQ), подтверждают обоснованность русскоязычной версии APQ-PR. Возрастные различия подтверждают дискриминантную валидность шкал. Таким образом, APQ-PR является надежным и валидным инструментом и может использоваться для изучения родительского воспитания детей дошкольного возраста.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Светлана Логинова

Логинова Светлана Васильевна. Аспирант, младший научный сотрудник, лаборатория аффективной, когнитивной и трансляционной нейронауки, Научно-исследовательский институт физиологии и фундаментальной медицины, ул. Тимакова, д. 4, 630117 Новосибирск, Россия. E-mail: loginovasvv@gmail.com

Елена Слободская

Слободская Елена Романовна. Доктор психологических наук, доцент, главный научный сотрудник, лаборатория аффективной, когнитивной и трансляционной нейронауки, Научно-исследовательский институт физиологии и фундаментальной медицины, ул. Тимакова, д. 4, 630117 Новосибирск, Россия.

Елена Козлова

Козлова Елена Александровна. Младший научный сотрудник, лаборатория аффективной, когнитивной и трансляционной нейронауки, Научно-исследовательский институт физиологии и фундаментальной медицины, ул. Тимакова, д. 4, 630117 Новосибирск, Россия.

Ольга Корниенко

Корниенко Ольга Сергеевна. Кандидат биологических наук, научный сотрудник, лаборатория аффективной, когнитивной и трансляционной нейронауки, Научно-исследовательский институт физиологии и фундаментальной медицины, ул. Тимакова, д. 4, 630117 Новосибирск, Россия.

Литература

Bell R.Q. A reinterpretation of the direction of effects in studies of socialization. Psychological Review, 1968, 75(2), 81–95.

Belsky J. The determinants of parenting: A process model. Child Development, 1984, 55(1), 83–96.

Clerkin S.M. Halperin J.M., Marks D.J., Policaro K.L. Psychometric Properties of the Alabama Parenting Questionnaire – Preschool Revision. Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology, 2007, 36(1), 19–28.

Colder C.R., Lochman J.E., Wells K.C. The moderating effects of children's fear and activity level on relations between parenting practices and childhood symptomatology. Journal of Abnormal Child Psychology, 1997, 25(3), 251–263.

Craig G., Baucum D. Psikhologiya razvitiya. St. Petersburg: Piter, 2005. (in Russian)

Dadds M.R., Maujean A., Fraser J.A. Parenting and conduct problems in children: Australian data and psychometric properties of the Alabama Parenting Questionnaire. Australian Psychologist, 2003, 38(3), 238–241.

de la Osa N., Granero R., Penelo E., Domènech J.M., Ezpeleta L. Psychometric Properties of the Alabama Parenting Questionnaire-Preschool Revision (APQ-PR) in 3 Year-Old Spanish Preschoolers. Journal of Child and Family Studies, 2014, 23(5), 776–784.

Frick P.J., Christian R.E., Wootton J.M. Age Trends in the Association Between Parenting Practices and Conduct Problems. Behavior Modification, 1999, 23(1), 106–128.

Goodman R. Psychometric properties of the Strengths and Difficulties Questionnaire (SDQ). Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 2001, 40(11),1337–1345.

Goodman R., Scott S. Detskaya psikhiatriya: prakticheskoe rukovodstvo. Moscow: TriadaX, 2008. (in Russian)

Goodman R., Slobodskaya H.R., Knyazev G.G. Russian child mental health: A cross-sectional study of prevalence and risk factors. European Child and Adolescent Psychiatry, 2005, 14(1), 28–33.

Halverson C.F., Havill V.L., Deal J., Baker S.R., Victor J., Pavlopoulos V., Besevegis E., Wen L. Personality structure as derived from parental ratings of free descriptions of children: The Inventory of Child Individual Differences. Journal of Personality, 2003, 71(6), 995–1026.

Jaffee S.R., Caspi A., Moffitt T.E., Polo-Tomas M., Price T.S., Taylor A. The limits of child effects: evidence for genetically mediated child effects on corporal punishment but not on physical maltreatment. Developmental psychology, 2004, 40(6), 1047–1058.

Karelin A.A. Bol'shaya entsiklopediya psikhologicheskikh testov. Moscow: Eksmo, 2003. (in Russian)

Knyazev G.G., Zupančič M., Slobodskaya H.R. Comparison of personality structure and mean level of traits in Slovenian and Russian children. Journal of Cross-Cultural Psychology, 2008, 39(3), 317–334.

Locke L.M., Prinz R.J. Measurement of parental discipline and nurturance. Clinical Psychology Review, 2002, 22(6), 895–929.

Loginova S.V., Slobodskaya E.R., Fedorova N.A., Kozlova E.A. Psikhologicheskii zhurnal, 2016, 37(4), 102–113. (in Russian)

Molinuevo B., Pardo Y., Torrubia R. Psychometric analysis of the Catalan version of the Alabama Parenting Questionnaire (APQ) in a community sample. The Spanish Journal of Psychology, 2011, 14 (2), 944–955.

O’Connor B.P. SPSS and SAS programs for determining the number of components using parallel analysis and Velicer’s MAP test. Behavior Research Methods, Instruments, and Computers, 2000, 32(3), 396–402.

Prinzie P., Onghena P., Hellinckx W., Grietens H., Ghesquière P., Colpin H. Parent and child personality characteristics as predictors of negative discipline and externalizing problem behaviour in children. European Journal of Personality, 2004, 18(2), 73–102.

Prinzie P., Van Der Sluis C.M., De Haan A.D., Deković M. The mediational role of parenting on the longitudinal relation between child personality and externalizing behaviour. Journal of Personality, 2010, 78(4), 1301–1323.

Regalado M., Sareen H., Inkelas M., Wissow L.S., Halfon N. Parents’ discipline of young children: Results from the national survey of early childhood health. Pediatrics, 2004, 113(6), 1952–1958.

Shelton K.K., Frick P.J., Wootton J. Assessment of Parenting Practices in Families of Elementary School-Age Children. Journal of Clinical Child Psychology, 1996, 25(3), 317–329.

Slobodskaya H.R., Zupancic M. Development and Validation of the Inventory of Child Individual Differences-Short Version in Two Slavic Countries. Studia Psychologica, 2010, 52(1), 23–39.

Smith M. Measures for assessing parenting in research and practice. Child and Adolescent Mental Health, 2011, 16(3), 158–166.

Wener C., Kerig P. Psikhopatologiya razvitiya. St. Petersburg: Praim-Evroznak, 2007. (in Russian)

World Health Organization. A user’s guide to the self reporting questionnaire (SRQ). Geneva, Switzeland, 1994.

Число просмотров

Просмотров: 347

Опубликован

20.06.2016

Как цитировать

Логинова, С., Слободская, Е., Козлова, Е., & Корниенко, О. (2016). Адаптация опросника для изучения практик родительского воспитания детей дошкольного возраста (APQ-PR). Психологические исследования, 9(47). https://doi.org/10.54359/ps.v9i47.471

Выпуск

Раздел

Статьи