Психогенетическое исследование структуры языковой компетенции

Авторы

  • Дмитрий Чернов

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v10i52.383

Ключевые слова:

психогенетика, генетика поведения, речь, язык, языковая компетенция

Аннотация

Целью работы стало изучение структуры взаимосвязей между различными речеязыковыми способностями в младшем школьном возрасте при помощи классического метода близнецов. Подсчитаны фенотипические, генетические и средовые корреляции между субтестами стандартизированного на русскоязычной выборке Гейдельбергского теста речевого развития. Использовались полученные ранее результаты изучения роли генетических и средовых факторов в этиологии индивидуальных различий по характеристикам речи. Выборка исследования состояла из 35 монозиготных и 33 дизиготных однополых пар близнецов в возрасте 7 лет – 8 лет 11 мес.; среди них – 36 пар девочек и 32 пары мальчиков. Контрольная выборка состояла из 53 детей того же возраста; среди них – 26 девочек и 27 мальчиков. Структура фенотипических корреляций указывает на то, что языковые способности, относящиеся к сферам грамматики, морфологии, синтаксиса, семантики, составляют относительно целостный «языковой» фактор, обозначенный нами как языковая компетенция. Способности, требующие актуализации наглядно-образного мышления, понимания и использования речи в прагматических целях, слабо коррелируют между собой и другими субтестами Гейдельбергского теста. Они являются выражениями иных, косвенно связанных с языком, сфер индивидуальности. Паттерн корреляций воспроизводится на выборке близнецов и одиночнорожденных детей. Обнаружено, что значительные корреляции между субтестами Гейдельбергского теста в среднем на 40% объясняются общими генетическими влияниями. Шестая часть ковариаций характеристик языковой компетенции объясняется средовыми (преимущественно, общесредовыми) влияниями. Результаты важны для прояснения этиологии структуры языковых характеристик у носителей русского языка.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Дмитрий Чернов

Чернов Дмитрий Николаевич. Кандидат психологических наук, доцент, профессор, кафедра общей психологии и педагогики, психолого-социальный факультет, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И.Пирогова, ул. Островитянова, д. 1, 117997 Москва, Россия. E-mail: chernov_dima@mail.ru

Литература

Bishop D.V.M., Adams C.V. Norbury C.F. Distinct genetic influences on grammar and phonological short-term memory deficits: evidence from 6-year-old twins. Genes, Brain and Behavior, 2006, 5(2), 158–169.

Chernov D.N. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya, 2014, No. 2, 5–14. http://psyjournals.ru/jmfp/2014/n2/70094.shtml (in Russian)

Chernov D.N., Moroslin P.V., Mamontov A.S. Vestnik RUDN, 2013, No. 4, 75–83. (in Russian)

Chow B.W.-Y., Ho C.S.-H., Wong S.W.-L., Waye M.M.Y., Bishop D.V.M. Genetic and environmental influences on Chinese language and reading abilities. PLoS ONE, 2011, 6(2), e16640.

Dale P.S., Dionne G., Eley T.C., Plomin R. Lexical and grammatical development: a behavioral genetic perspective. Journal of Child Language, 2000, 27(3), 619–642.

Dionne G., Dale P.S., Boivin M., Plomin R. Genetic evidence for bidirectional effects of early lexical and grammatical development. Child Development, 2003, 74(2), 394–412.

Hayiou-Thomas M.E. Genetic and biological pathways underpinning communication disorders across the lifespan genetic and environmental influences on early speech, language and literacy development. Journal of Communication Disorders, 2008, 41(5), 397–408.

Hayiou-Thomas M.E., Dale P.S., Plomin R. The etiology of variation in language skills changes with development: a longitudinal twin study of language from 2 to 12 years. Developmental science, 2012, 15(2), 233–249.

Hoekstra R.A., Bartels M., van Leeuwen M., Boomsma D.I. Genetic architecture of verbal abilities in children and adolescents. Developmental Science, 2009, 12(6), 1041–1053.

Martin N.W., Hansell N.K., Wainwright M.A., Shekar S.N., Medland S.E., Bates T.C., Burt J.S., Martin N.G., Wright M.J. Genetic covariation between the Author Recognition Test and reading and verbal abilities: what can we learn from the analysis of high performance? Behavioral Genetics, 2009, 39(4), 417–426.

Maryutina T.M. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki, 2007, 4(2), 22–47. (in Russian)

Mikhailova N.B. Psikhologicheskii zhurnal, 1990, 11(6), 105–112. (in Russian)

Ravich-Shcherbo I.V., Chernov D.N. Zhurnal prikladnoi psikhologii, 2005, No. 1, 21–29. (in Russian)

Ravich-Shcherbo I.V., Maryutina T.M., Grigorenko E.L. Psikhogenetika [Behavioral genetic]. Moscow: Aspekt-press, 1999. (in Russian)

Rimfeld K., Dale P.S., Plomin R. How specific is second language-learning ability? A twin study exploring the contributions of first language achievement and intelligence to second language achievement. Translational Psychiatry, 2015, Vol. 5, 638.

Scourfield J., Martin N., Eley T.C., McGuffin P. The genetic relationship between social cognition and conduct problems. Behavior Genetics, 2004, 34(4), 377–383.

Searle S.R. Phenotype, genetic and environmental correlation. Biometrics, 1961, 17(3), 474–480.

Stromswold K. The heritability of language: A review and metaanalysis of twin, adoption, and linkage studies. Language, 2001, 77(4), 647–723.

Tseitlin S.N. Yazyk i rebenok: Lingvistika detskoi rechi [Language and child. Linguistics of children's speech]. Moscow: Vlados, 2000. (in Russian)

Wong S.W.-L., Chow B.W.-Y., Ho C.S.-H., Waye M.M.Y., Bishop D.V.M. Genetic and environmental overlap between Chinese and English reading-related skills in Chinese children. Developmental Psychology, 2014, 50(11), 2539–2548.

Число просмотров

Просмотров: 389

Опубликован

30.04.2017

Как цитировать

Чернов, Д. (2017). Психогенетическое исследование структуры языковой компетенции. Психологические исследования, 10(52). https://doi.org/10.54359/ps.v10i52.383

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)