Идентификация прогнозных маркеров задержки психического развития 4-летних детей

Авторы

  • Андрей Наследов
  • Сергей Мирошников
  • Любовь Ткачева

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v11i59.288

Ключевые слова:

прогнозные маркеры, задержка психического развития, норма, дети 4 лет, скрининг

Аннотация

Работа посвящена выявлению прогнозных маркеров задержки психического развития (ЗПР) у 4-летних детей для создания надежной, валидной и простой в применении шкалы предсказания вектора развития («Норма», «ЗПР»). Выборка детей 4 лет, посещающих ДОУ, состояла из 575 детей группы «Норма» и 53 ребенка группы «ЗПР». Для диагностики социального, когнитивного и моторного развития детей использовалась система тестовых заданий, состоящая из 236 пунктов. Из них в результате последовательного применения факторного и дискриминантного анализа были отобраны 20 пунктов, в наилучшей степени разделяющих группы «Норма» и «ЗПР». Эти пункты сгруппированы в шкалы – прогнозные маркеры (ПМ) ЗПР, представленные в порядке убывания их вкладов в предсказание: «Логическое суждение», «Моторика», «Общая осведомленность». В результате стандартизации разработаны тестовые нормы для этих шкал, позволяющие использовать методику как надежный и валидный диагностический инструмент дифференциации задержанного развития от нормального. Высокая точность предсказания (до 96%) свидетельствует о драматическом разрыве в уровне развития групп «Норма» и «ЗПР». Это может быть следствием запоздалой диагностики проблем развития детей в России. Разработанная методика предназначена для быстрого выявления «группы риска» с целью дальнейшей дифференциальной диагностики.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Андрей Наследов

Наследов Андрей Дмитриевич. Кандидат психологических наук, доцент, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, 199034 Санкт-Петербург, Россия. E-mail: a.nasledov@spbu.ru

Сергей Мирошников

Мирошников Сергей Александрович. Кандидат психологических наук, директор, Общество с ограниченной ответственностью «Лонгитюд», Гражданский пр., д. 83, корп. 4, 195257 Санкт-Петербург, Россия. E-mail: sergeyamir@gmail.com

Любовь Ткачева

Ткачева Любовь Олеговна. Кандидат психологических наук, старший преподаватель, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, 199034 Санкт-Петербург, Россия. E-mail: l.tkachewa@spbu.ru

Литература

Amodio D.M., Frith C.D. Meeting of minds: the medial frontal cortex and social cognition. Nature Reviews Neuroscience, 2006, 7(4), 268–277.

Amsterlaw J., Wellman H.M. Theories of Mind in Transition: A Microgenetic Study of the Development of False Belief Understanding. Journal of Cognition and Development, 2006, 7(2), 139–72.

Baglio F., Cabinio M., Ricci C., Baglio G., Lipari S., Griffanti L., Preti M.G., Nemni R., Clerici M., Zanette M., Blasi V. Abnormal development of sensory-motor, visualtemporal and parahippocampal cortex in children with learning disabilities and borderline intellectual functioning. Frontiers in Human Neuroscience, 2014, Vol. 8, 806. doi:10.3389/fnhum.2014.00806.

Byrne B.M. Structural equation modeling with AMOS: Basic concepts, applications and programming. New York, NY: Taylor and Francis Group, 2010.

Carroll A.E., Bauer N.S., Dugan T.M., Anand V., Saha C., Downs S.M. Use of a Computerized Decision Aid for Developmental Surveillance and Screening: A Randomized Clinical Trial. JAMA Pediatrics, 2014, 168(9), 815–821.

Clements D.H., Sarama S. Early childhood mathematics learning. Second handbook of research on mathematics teaching and learning. Charlotte, NC: Information Age Publishing, 2007.

Cowan N., Alloway T. Development of working memory in childhood. In: M.L. Courage, N. Cowan (Eds.), The development of memory in infancy and childhood. Hove, East Sussex, UK: Psychology Press, 2009. pp. 303–342.

Dennis M., Spiegler B.J., Juranek J.J., Bigler E.D., Snead O.C., Fletcher J.M. Age, plasticity, and homeostasis in childhood brain disorders. Neuroscience and Biobehavioral Reviews, 2013, 37(10), 2760–2773.

Dore R.A., Lillard A.S. Do Children Prefer Mentalistic Descriptions? The Journal of Genetic Psychology: Research and Theory on Human Development, 2014, 175(1), 1–15.

Engel de Abreu P., Conway A., Gathercole S. Working memory and fluid intelligence in young children. Intelligence, 2010, 38(6), 552–561.

Epstein A.S. How planning and reflection develop young children's thinking skills. Young Children, 2003, 58(5), 28–36.

Farber D.A., Beteleva T.G. Formation of the system of visual perception in ontogeny. Human Physiology, 2005, 31(5), 515–524.

Frick A., Mohring W. Mental object rotation and motor development in 8- and 10-month-old infants. Journal of Experimental Child Psychology, 2013, 115(4), 708–720.

Glozman J. Developmental neuropsychology (Explorations in Developmental Psychology). Abingdon, Oxford Abingdon Oxford: Routledge, 2013.

Hernandez A.M., Cacola P. Motor proficiency predicts cognitive ability in four-year-olds. European Early Childhood Education Research Journal, 2015, 23(4), 573–584.

Hollister Sandberg E., McCullough M.B. The Development of Reasoning Skills/Chap. In: E. Hollister Sandberg, B.L. Spritz (Eds.), A Clinician’s Guide to Normal Cognitive Development in Childhood. New York, NY: Routledge, 2010. pp. 179–198.

Humilton S. Screening for developmental delay: Reliable, easy-to-use tools. Applied Evidence, 2006, 55(5), 415–422.

Isaev D.N. Psikhiatriya detskogo vozrasta. Psikhopatologiya razvitiya [Psychiatry of Childhood. Developmental Psychopathology]. St. Petersburg: Spetsliteratura, 2017. (in Russian)

Ivanova A.E., Miroshnikov S.A. Metodicheskie materialy k ekspertnoi sisteme individual'nogo soprovozhdeniya «Longityud» [Methodical Materials for the Expert System of Individual Tracking «Longitude»]. St. Petersburg: S.-Peterb. gos. universitet, 2001. (in Russian)

Klecka W.R. Discriminant Analysis. Beverly Hills, CA: Sage Publications, 1980.

Kok L., Waa A., Klip H., Staal W. The effectiveness of psychosocial interventions for children with a psychiatric disorder and mild intellectual disability to borderline intellectual functioning: A systematic literature review and meta-analysis. Clinical Child Psychology and Psychiatry, 2016, 21(1), 156–171.

Lauer J.E., Lourenco S.F. Spatial processing in infancy predicts both spatial and mathematical aptitude in childhood. Psychological Science, 2016, 27(10), 1291–1298.

Luiz D., Barnard A., Knosen N., Kotras N., Faragher B., Burns L.E. Griffiths Mental Development Scales, Extended Revised: 2 to 8 years. Boston, MA: Hogrefe, 2006.

Macmann G.M., Barnett D.W. Some additional lessons from the Wechsler scales: A rejoinder to Kaufman and Keith. School Psychology Quarterly, 1994, 9(3), 223–236.

Morrison R.G., Doumas L.A.A., Richland L.E. A computational account of children’s analogical reasoning: balancing inhibitory control in working memory and relational representation. Developmental Science, 2011, 14(3), 516–529.

Nasledov A.D. IBM SPSS 20 i AMOS: professional'nyi statisticheskii analiz dannykh [IBM SPSS 20 and AMOS: Professional Statistical Analysis of Data]. St. Petersburg: Piter, 2013. (in Russian)

Nutley S.B., Soderqvist S., Bryde S., Thorell L.B., Humphreys K., Klingberg T. Gains in fluid intelligence after training non-verbal reasoning in 4-year-old children: a controlled, randomized study. Developmental Science, 2011, 14(3), 591–601.

Picollo L.R., Segabinazi1 J.D., Falceto O.G., Fernandes C.L.C., Bandeira D.R., Trentini C.M., Hutz C.S., Salles J.F. Developmental delay in early childhood is associated with visual-constructive skills at school age in a Brazilian cohort. Psicologia: Reflexão e Crítica, 2016, Vol. 29. doi:10.1186/s41155-016-0048-2

Riou E.M., Ghosh S., Francoeur E., Shevell M.I. Global developmental delay and its relationship to cognitive skills. Developmental Medicine and Child Neurology, 2009, 51(8), 600–606.

Schraw G., McCrudden M.T., Lehman S., Hoffman B. An Overview of Thinking Skills. In: G. Schraw, D.H. Robinson (Eds.), Assessment of Higher Order Thinking Skills. Charlotte, NC: Information Age Publishing, 2011. pp. 19–46.

Shmelev A.G. Prakticheskaya testologiya. Testirovanie v obrazovanii, prikladnoi psikhologii i upravlenii personalom [Practical test. Testing in education, applied psychology and personnel management.]. Moscow: OOO «IPTs «Maska», 2013. (in Russian)

Tonelly M., Parkin P., Brauer P., Leduc D., Pottie K., Jaramillo Garcia A., Martin W., Connor Gorber S., Ugnat A.M., Ofner M., Thombs B.D. Recommendations on screening for developmental delay. CMAJ, 2016, 188(8), 579–587.

Tsao F.M., Liu H.M., Kuhl P.K. Speech perception in infancy predicts language development in the second year of life: A longitudinal study. Child Development, 2004, 75(4), 1067–1084.

Tzuriel D., Isman E.B., Klung T. Effects of teaching classification on classification, verbal conceptualization, and analogical reasoning in children with developmental language delays. Journal of Cognitive Education and Psychology, 2017, 16(1), 107–124.

Van Duijn G., Dijkxhoorn Y., Noens I., Scholte E., Van Berckelaer-Onnes I. Vineland Screener 0–12 years research version (NL). Constructing a screening instrument to assess adaptive behavior. International Journal of Methods in Psychiatric Research, 2009, 18(2), 110–117.

Vodopyanova N.E., Starchenkova E.S., Nasledov A.D. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 12, Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika, 2013, No. 4, 17–27. (in Russian)

Voelke A., Roebers C. Sustained attention and its relationship to fluid intelligence and working memory in children. Journal of Educational and Developmental Psychology, 2016, 6(1), 131–139.

Wang Z., Devine R.T., Wong K.K., Hughes C. Theory of mind and executive function during middle childhood across cultures. Journal of Experimental Child Psychology, 2016, Vol. 149, 6–22.

Wellman H.M., Lopez-Duran S., LaBounty J., Hamilton B. Infant attention to intentional action predicts preschool theory of mind. Developmental Psychology, 2008, 44(2), 618–623.

Число просмотров

Просмотров: 285

Опубликован

29.06.2018

Как цитировать

Наследов, А., Мирошников, С., & Ткачева, Л. (2018). Идентификация прогнозных маркеров задержки психического развития 4-летних детей. Психологические исследования, 11(59). https://doi.org/10.54359/ps.v11i59.288

Выпуск

Раздел

Статьи