Особенности использования социальных сетей в связи с прокрастинацией и саморегуляцией

Авторы

  • Дмитрий Корниенко
  • Наталья Руднова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v11i59.284

Ключевые слова:

прокрастинация, саморегуляция, социальные сети, «ВКонтакте»

Аннотация

Социальные сети является неотъемлемой составляющей современной жизни, но при этом они становятся факторами снижения достижений, в частности, академических. При анализе личностных факторов, влияющих на увлечение социальными сетями, рассматриваются саморегуляция и прокрастинация, представляющая личностную черту, проявляющуюся в откладывании работы и других дел на потом. Существует множество свидетельств о негативной роли прокрастинации в академических достижениях и, как следствие, повышении тревожности и уровня переживания стресса. Дискуссионным остается вопрос о том, в каких отношениях находятся саморегуляция и прокрастинация, так как обе характеристики связаны со снижением результативности деятельности. В исследовании анализируются личностные факторы, формирующие зависимое от социальной сети поведение, – прокрастинация и саморегуляция как предикторы интенсивности и навязчивости в использовании социальных сетей. Выборку исследования составили 321 человек, являющиеся пользователями социальной сети «ВКонтакте», в возрасте от 17 до 60 лет. Характеристики использования социальной сети были диагностированы с помощью Шкалы интенсивности использования и Шкалы навязчивого использования. Также были измерены особенности прокрастинации и саморегуляции. На основании корреляционного и регрессионного анализа было получено, что пол и прокрастинация являются значимыми факторами для интенсивности и навязчивости использования социальной сети. Кроме того, были уточнены половые различия в использовании социальной сети. Данное исследование показывает, что женщины являются более увлеченными социальной сетью, а при более высоком уровне откладывания (прокрастинации) могут проявляться и негативные эффекты (межличностные, эмоциональные, деловые проблемы) увлеченности социальной сетью.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Дмитрий Корниенко

Корниенко Дмитрий Сергеевич. Доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и клинической психологии, философско-социологический факультет, Пермский государственный национальный исследовательский университет, ул. Букирева, д. 15, 614990 Пермь, Россия. E-mail: dscorney@gmail.com

Наталья Руднова

Руднова Наталья Александровна. Аспирант, кафедра общей и клинической психологии, философско-социологический факультет, Пермский государственный национальный исследовательский университет, ул. Букирева, д. 15, 614990 Пермь, Россия. E-mail: chernysheva-n.a@yandex.ru

Литература

Ayanyan A.N., Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2016, 9(46), 8. http://psystudy.ru (in Russian)

Baumeister R.F, Heatherton T.F. Self-regulation failure: An overview. Psychological Inquiry, 1996, 7(1), 1–15. doi.:10.1207/s15327965pli0701_1

Chvanova M.S., Khramova M.V., Lyskova V.Yu., Mikhaĭlova D.I., Morgunova A.Yu., Molchanov A.A. Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo, 2014, No. 3, 472–493. (in Russian)

Dufour M., Brunelle N., Khazaal Y., Tremblay J., Leclerc D., Cousineau M.-M., Rousseau M., Légaré A.-A., Berbiche D. Gender difference in online activities that determine problematic internet use. Journal de Thérapie Comportementale et Cognitive, 2017, 27(3), 90–98. doi: 10.1016/j.jtcc.2017.05.002

Eckert M., Ebert D., Lehr D., Sieland B., Berking M. Overcome procrastination: Enhancing emotion regulation skills reduce procrastination. Learning and Individual Differences, 2016, Vol. 52, 10–18. doi: 10.1016/j.lindif.2016.10.001

Ellison N.B., Steinfield C., Lampe C. The Benefits of Facebook 'Friends': Social Capital and College Students’ Use of Online Social Network Sites. Journal of Computer Mediated Communication, 2007, 12(4), 1143–1168. doi:10.1111/j.1083-6101.2007.00367.x

Elphinston R.A., Noller P. Time to face it! Facebook intrusion and the implications for romantic jealousy and relationship satisfaction. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking, 2011, 14(11), 631–635. doi: 10.1089/cyber.2010.0318

Ferenczi N., Marshall T.C., Bejanyan K. Are sex differences in antisocial and prosocial Facebook use explained by narcissism and relational self-construal? Computers in Human Behavior, 2017, Vol. 77, 25–31. doi:10.1016/j.chb.2017.08.033

Global Digital Statshot 2018 Q2, 2018. https://kepios.com/data/

Goncharova E.V., Vengrenyuk M.M. K voprosu o vzaimosvyazi prokrastinatsii i motivatsii u studentov [On the question of the relationship of procrastination and motivation of students.]. In: Rol' innovatsii v transformatsii sovremennoi nauki [Role of innovations in transformation of modern science.]. Proceedings of the Conference. Ufa: AETERNA, 2017.Vol. 6, pp. 73–78. (in Russian)

Hinsch C., Sheldon K.M. The impact of frequent social Internet consumption: Increased procrastination and lower life satisfaction. Journal of Consumer Behaviour, 2013, 12(6), 496–505. doi:10.1002/cb.1453

Joiner R., Stewart C., Beaney C., Moon A., Maras P., Guiller J. Publically different, privately the same: Gender differences and similarities in response to Facebook status updates. Computers in Human Behavior, 2014, Vol. 39, 165–169. doi:10.1016/j.chb.2014.07.004

Kandemir M. Reasons of Academic Procrastination: Self-regulation, Academic Self-efficacy, Life Satisfaction and Demographics Variables. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 2014, Vol. 152, 188–193. doi:/10.1016/j.sbspro.2014.09.179

Khomeriki N.S. Psikhicheskoe zdorov'e, 2013, 11(5), 49–52. (in Russian)

Kim K.R., Seo E.H. The relationship between procrastination and academic performance: A meta-analysis. Personality and Individual Differences, 2015, Vol. 82, 26–33. doi:/10.1016/j.paid.2015.02.038

Kiseleva M.A. Gumanizatsiya obrazovaniya, 2014, No. 6, 68–73. (in Russian)

Klassen R., Krawchuk L., Rajani S. Academic procrastination of undergraduates: Low self-efficacy to self-regulate predicts higher levels of procrastination. Contemporary Educational Psychology, 2008, 33(4), 915–931. doi:10.1016/j.cedpsych.2007.07.001

Krasnova H., Veltri N.F., Eling N., Buxmann P. Why men and women continue to use social networking sites: The role of gender differences. The Journal of Strategic Information Systems, 2017, 26(4), 261–284. doi:10.1016/j.jsis.2017.01.004

Lay C., Schouwenburg H. Trait procrastination, time management, and academic behavior. Journal of Social Behavior and Personality, 1993, 8(4), 647– 662.

Measuring the Information Society Report 2017. Geneva, Switzerland: International Telecommunication Union Place des Nations, 2017. https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/publications/mis2017.aspx

Meier A., Reinecke L., Meltzer C.E. 'Facebocrastination'? Predictors of using Facebook for procrastination and its effects on students’ well-being. Computers in Human Behavior, 2016,Vol. 64, 65–76. doi:10.1016/J.CHB.2016.06.011

Morosanova V.I., Bondarenko I.N. Diagnostika samoregulyatsii cheloveka [Diagnosis of human self-regulation]. Moscow: Kogito-tsentr, 2015. (in Russian)

Muscanell N.L., Guadagno R.E. Make new friends or keep the old: Gender and personality differences in social networking use. Computers in Human Behavior, 2012, 28(1), 107–112. doi: 10.1016/j.chb.2011.08.016

Ozer B.U., Demir A., Ferrari J.R. Exploring academic procrastination among Turkish students: Possible gender differences in prevalence and reasons. Journal of Social Psychology, 2009, 149(2), 241–257. doi: 10.3200/SOCP.149.2.241-257

Pankratova A.A., Kornienko D.S. Voprosy Psikhologii, 2017, No. 5, 1–11. (in Russian)

Przepiorka A., Błachnio A., Díaz-Morales J.F. Problematic Facebook use and procrastination. Computers in Human Behavior, 2016, Vol. 65, 59–64. doi:10.1016/j.chb.2016.08.022

Rebetez M.M.L., Rochat L., Van der Linden M. Cognitive, emotional, and motivational factors related to procrastination: A cluster analytic approach. Personality and Individual Differences, 2015, Vol. 76, 1–6. doi:10.1016/j.paid.2014.11.044

Reinecke L., Hofmann W. Slacking off or winding down? An experience sampling study on the drivers and consequences of media use for recovery versus procrastination. Human Communication Research, 2016, 42(3). http://dx.doi.org/10.1111/hcre.12082

Rosen L.D., Carrier M.L., Cheever N.A. Facebook and texting made me do it: Media-induced task-switching while studying. Computers in Human Behavior, 2013, 29(3), 948e958. http://dx.doi.org/10.1016/j.chb.2012.12.001

Sibirko A.I., Vinokurov F.N. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2016, 9(47), 5. http://psystudy.ru (in Russian)

Sirois F.M. Procrastination and stress: Exploring the role of self-compassion. Self and Identity, 2014, 13(2), 128e145. http://dx.doi.org/10.1080/15298868.2013.763404

Steel P., Ferrari J. Sex, Education and Procrastination: An Epidemiological Study of Procrastinators' Characteristics from a Global Sample. European Journal of Personality, 2013, 27(1), 51–58. https://doi.org/10.1002/per.1851

Vindeker O.S., Ostanina M.V. Teoreticheskie i prakticheskie problemy psikhologii. Nauchno-prakticheskii zhurnal, 2014, 1(30), 116–126. (in Russian)

Zakharova I.M.. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra RAN, 2014, 2(2), 333–336. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 545

Опубликован

24.06.2018

Как цитировать

Корниенко, Д., & Руднова, Н. (2018). Особенности использования социальных сетей в связи с прокрастинацией и саморегуляцией. Психологические исследования, 11(59). https://doi.org/10.54359/ps.v11i59.284

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)