Эвдемонистический подход к катарсису трагического в живописи
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v11i59.281Ключевые слова:
катарсис, эвдемонистическая трактовка, трагическое в искусстве, экспрессионизм, вовлечение в художественное пространство, поиск смыслаАннотация
Проанализировано явление катарсиса, возникающее при восприятии трагического в искусстве. Опираясь на эвдемонистическое понимание катарсиса и прослеживая культурно-исторические аспекты проблемы, авторы показывают, что катарсис как эстетическое и психологическое явление возник в Античности для облегчения принятия необходимости умирания Я для возрождения в новой жизни, и лишь позднее был интерпретирован Аристотелем как духовное очищение. Анализ современных интерпретаций катарсиса показывает, что их основой становится эвдемонистический подход. Принимая за основу культурно-исторический подход в психологии искусства, авторы на примере экспрессионистической живописи и ее ранних истоков (М.Грюневальд, Э.Мунк, Э.Шиле, П.Пикассо) подробно анализируют катарсис, возникающий при восприятии трагических произведений живописи. Показано, что эвдемонистический подход к сущности катарсиса позволяет осуществить рефлексию тех сложных чувств, которые вызывают живописные произведения, изображающие страх безысходности и отчаяния. Восприятие трагедии в произведении живописи ставит перед зрителем вопрос «Во имя чего?». Психологические функции катарсиса трагического для зрителя – принятие неизбежного, принятие личной ответственности за творимое в мире зло, поиск смысла, борьба с отчаянием, сопротивление хаосу, злу и разрушению. Авторы показывают, что трагическое в искусстве, в том числе живописи, создает эстетическое пространство, проникающее в жизненное пространство зрителя и создающее возможность расширения смыслового горизонта и духовного обновления. В эстетическом пространстве трагического произведения живописи частные обстоятельства жизни человека амплифицируются, обретая общечеловеческий смысл и ценностное измерение.
Скачивания
Литература
Aristotle. In: Sochineniya [Collected Works]. Moscow: Mysl', 1983. Vol. 4., pp. 645–681. (in Russian)
Bugarcheva E.A. Katarsis kak kategoriya i fenomen sovremennoi zhizni: Monografiya [Catharsis as a category and phenomenon of modern life]. Kazan: Kazanskii gos. tekhnol. universitet, 2011. (in Russian)
Dmitrieva N.A. V poiskakh garmonii. Iskusstvovedcheskie stat'i raznykh let [In the search of harmony. Art criticism articles of different years]. Moscow: Progress-Traditsiya, 2009. (in Russian)
Edinger E.F. Ego i arkhetip: individuatsiya i religioznaya funktsiya psikhicheskogo [Ego and archetype: the individuation and the religious function of the psychic]. Moscow: Penta Grafik, 2000. (in Russian)
Ermolaeva M.V., Lubovskii D.V. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya, 2013, No. 3, 38–46. (in Russian)
Ermolaeva M.V., Lubovskii D.V. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya, 2015, No. 3, 105–116. doi:10.17759/cpp.2015230308 (in Russian)
Ermolaeva M.V., Lubovskii D.V. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya, 2017, No. 2, 159–174. doi:10.17759/cpp.2017250210 (in Russian)
Ivanov V. Dionis i pradionisiistvo: fragmenty knigi [Dionysus and Pre-Dionysian. Parts of the book]. In: Eskhil. Tragedii [Aeschylus. Tragedies]. Moscow: Nauka, 1989. pp. 351–452. (in Russian)
Kantor M.K. Chertopolokh. Filosofiya zhivopisi [Thistle. Philosophy of painting]. Moscow: AST, 2016. (in Russian)
Kantor V.K. Uzhas vmesto tragedii (tvorchestvo Frantsa Kafki) [Terror instead of a tragedy (The works of Franz Kafka)]. In: V.P. Shestakov (Ed.), Katarsis. Metamorfozy tragicheskogo soznaniya [Catharsis. Metamorphoses of tragic consciousness]. St. Petersburg: Aleteiya, 2007. pp. 135–153. (in Russian)
Losev A.F. Istoriya antichnoi estetiki. Tom IV. Aristotel' i pozdnyaya klassika [The history of ancient aesthetics. Vol. 4. Aristotle and the late classics]. Moscow: Iskusstvo, 1975. (in Russian)
Lotman Yu.M. O prirode iskusstva [On the origin of the art]. In: Yu.M.Lotman i tartusko-moskovskaya semioticheskaya shkola [Yu.M.Lotman and Tartu-Moscow semiotic school]. Moscow: Gnozis, 1994. pp. 432–438. (in Russian)
Martsinkovskaya T.D. Voprosy Psikhologii, 2015, No. 6, 47–57. (in Russian)
Ness A. Edvard Munk. Biografiya khudozhnika [Edvard Munch. Biography of artist]. Moscow: Ves' Mir, 2007. (in Russian)
Nietzsche F. Rozhdenie tragedii iz dukha muzyki [The birth of tragedy from the spirit of music]. St. Petersburg: Azbuka-klassika, 2005. (in Russian)
Pereyaslova M.O. PhD dissertation (Philology). Moscow, 2012. (in Russian)
Ulybina E.V. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya, 2006, No. 2, 89–97. (in Russian)
Vasilyuk F.E. Perezhivanie i molitva. Opyt obshchepsikhologicheskogo issledovaniya [Perezhivanie and prayer. Experience of general psychological research]. Moscow: Smysl, 2005. (in Russian)
Volkova E.V. Tragicheskii paradoks Varlama Shalamova [The tragic paradox of Varlam Shalamov]. Moscow: Respublika, 1998. (in Russian)
Volkova P. Most cherez bezdnu: Kn. 1 [A bridge over the abyss. Book 1st]. M.: Zebra E, 2013. (in Russian)
Vygotsky L.S. Psikhologiya iskusstva [The psychology of art]. Moscow: Iskusstvo, 1968. (in Russian)
Zinchenko V.P. Soznanie i tvorcheskii akt [Consciousness and the creative act]. Moscow: Yazyki slavyanskikh kul'tur, 2010. (in Russian)
Zinchenko V.P., Pruzhinin B.I., Shchedrina T.G. Istoki kul'turno-istoricheskoi psikhologii: filosofsko-gumanitarnyi kontekst [Origins of cultural- historical psychology: philosophical and humanitarian context]. Moscow: Rossiiskaya politicheskaya entsiklopediya, 2010. (in Russian)