Ценностные предпочтения двух поколений

Авторы

  • Ирина Ржанова
  • Ольга Алексеева

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v11i60.275

Ключевые слова:

ценности, выбор ценностей, родители, дети

Аннотация

Представлены результаты исследования, целью которого было сравнение иерархии ценностей двух поколений: родителей и детей. Всего выборку составили 468 человек, 290 из которых – представители старшего поколения (средний возраст – 49,5 лет, 59% женщин); 178 человек – их дети (средний возраст – 23,3 года, 60% женщин). Респондентам предлагался список из 16 ценностей (хорошее образование, интересная работа, высокие доходы, счастливый брак, верные друзья, внешняя привлекательность, власть, свобода, известность и т. д.). Из этого списка необходимо было выбрать сначала семь, а затем три наиболее значимые характеристики. Далее проводился подсчет процента респондентов, выбравших определенную ценность как важную, и определение ранга ценности в каждой из выборок. Для статистической обработки результатов использовался критерий углового преобразования Фишера. Было получено, что первые и последние ранговые места в выборке детей и родителей занимают одинаковые ценности. Самыми важными как для старшего, так и для младшего поколения являются такие ценности, как «счастливый брак» и «верные друзья», наименее значимым ценностями стали «власть», «известность» и «популярность среди сверстников». Различия наблюдаются при сравнении частотности выбора той или иной ценности. Так, например, для родителей ценность «счастливый брак» является более значимой, чем для детей, – эту характеристику родители выбирают значимо чаще, чем дети. Схожая ситуация наблюдается и для характеристик с низким рангом: «власть», «известность» и «популярность» статистически более значимы для детей, чем для родителей.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Ирина Ржанова

Ржанова Ирина Евгеньевна. Научный сотрудник, лаборатория психологии подростка, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. E-mail: irinarzhanova@mail.ru

Ольга Алексеева

Алексеева Ольга Сергеевна. Научный сотрудник, лаборатория психологии подростка, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. E-mail: olga__alexeeva@mail.ru

Литература

Alekseeva O.S., Parshikova O.V., Rzhanova I.E., Chertkova Yu.D. In: G.A. Vaizer, N.V. Kiselnikova, T.A. Popova (Eds.), Psikhologicheskie problemy smysla zhizni i akme: elektronnyi sbornik materialov XXI simpoziuma [Psychological problems of meaning of life and acme: collection of materials of XXI symposium]. M.: Psikhologicheskii institut RAO, 2016.pp. 184–187. (in Russian)

Barni D., Ranieri S., Scabini E. Value similarity among grandparents, parents, and adolescent children: Unique or stereotypical? Family Science, 2012, 3(1), 46–54. doi:10.1080/19424620.2011.671499

Demir K., Kok A. Students’ Families and Family Values. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 2012, Vol. 47, 501–506.

Dubovskaya E.M. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2014, 7(36), 7. http://psystudy.ru (in Russian)

Guseltseva M.S. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2017, 10(54), 5. http://psystudy.ru (in Russian)

Karandashev V.N. Voprosy Psikhologii, 2009, No. 1, 81–96. (in Russian)

Korzh E.V., Shchanina N.V. Obshchestvennye nauki. Sotsiologiya, 2016, 1(37), 143–152. (in Russian)

Lönnqvist J.-E., Leikas S., Verkasalo M. Value change in men and women entering parenthood: New mothers' value priorities shift towards Conservation values. Personality and Individual Differences, 2018, Vol. 120, 47–51.

Moskvicheva N., Bordovskaia N., Dudchenkoa Z., Borisova E. Relationship between adolescents' and parents' life values and attitudes toward future profession. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 2016, Vol. 217, 160–168.

Podolskii A.I., Idobaeva O.A. Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal, 2016, No. 2(22). http://npsyj.ru (in Russian)

Podolskii D.A. Obrazovanie lichnosti, 2012, No. 2, 51–57. (in Russian)

Roest A.M.C., Dubas J.S., Gerris J.R.M., Engels R.C.M.E. Value Similarities Among Fathers, Mothers, and Adolescents and the Role of a Cultural Stereotype: Different Measurement Strategies Reconsidered. Journal of Research on Adolescence, 2009, 19(4), 812–833.

Schwartz S.H. A Proposal for Measuring Value Orientations across Nations. In: European Social Survey, 2003. Ch. 7, pp. 259–319. https://www.europeansocialsurvey.org/docs/methodology/core_ess_questionnaire/ESS_core_questionnaire_human_values.pdf

Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a Theory of the Universal Content and Structure of Values: Extensions and Cross-Cultural Replications. Journal of Personality and Social Psychology, 1990, 58(5), 878–889.

Число просмотров

Просмотров: 419

Опубликован

29.08.2018

Как цитировать

Ржанова, И., & Алексеева, О. (2018). Ценностные предпочтения двух поколений. Психологические исследования, 11(60). https://doi.org/10.54359/ps.v11i60.275

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>