Морально-ценностные основания процесса профессионального самоопределения в подростковом возрасте

Авторы

  • Николай Пряжников
  • Сергей Молчанов
  • Кирилл Кирсанов

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v11i62.252

Ключевые слова:

профессиональное самоопределение, подростковый возраст, личная профессиональная перспектива, идентичность в сфере профессионального самоопределения, ценности

Аннотация

Статья посвящена изучению роли ценностных приоритетов в процессе профессионального самоопределения в подростковом возрасте. Актуальность исследования обусловлена проблемным характером решения ключевой задачи развития подросткового возраста профессионального и личностного самоопределения в условиях транзитивности и высокой неопределенности современного общества. Успешность профессионального самоопределения может быть операционализирована в форме статуса идентичности в сфере профессии (Э.Эриксон, Д.Марсиа) и личной профессиональной перспективы (Е.А.Климов, Н.С.Пряжников). Задачи эмпирического исследования включали определение особенностей профессионального самоопределения подростков и изучение связи ценностных предпочтений подростков с уровнем профессионального самоопределения. Были использованы методика определения личной профессиональной перспективы Н.С.Пряжникова (в модификации О.А.Карабановой, В.С.Вологжаниной); методика определения статуса идентичности в области профессионального самоопределения Д.Марсиа в модификации О.А.Карабановой, В.Р.Орестовой; методика ценностных ориентаций С.Шварца. В исследовании приняло участие 144 человека в возрасте от 15 до 17 лет, из них 48% юношей и 52% девушек. Выявлена неравномерность становления компонентов личной профессиональной перспективы (ЛПП). Выделены группы, различающиеся по статусу идентичности в сфере профессионального самоопределения. Обнаружены различия в значимости ценностей «достижения», «универсальность-толерантность», «самостоятельность мыслей» и «самостоятельность поступков» между группами подростков, различающихся по зрелости профессионального самоопределения. Полученные результаты подтверждают гипотезу о роли ценностного фактора в успешности профессионального самоопределения в подростковом возрасте. Высокий статус идентичности в сфере профессии (мораторий и достигнутая идентичность) сочетается с высокой значимостью ценностей «достижения» и «универсализм-толерантность» и высокий уровень сформированности компонентов личной профессиональной перспективы – со значимостью ценностей «достижения», «самостоятельность мыслей и поступков».

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Николай Пряжников

Пряжников Николай Сергеевич. Доктор педагогических наук, профессор, кафедра возрастной психологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия; кафедра «Управление персоналом и психология», Финансовый университет при Правительстве РФ, Ленинградский пр., д. 49, 125993 Москва, Россия. E-mail: nsp-22@mail.ru

Сергей Молчанов

Молчанов Сергей Владимирович. Кандидат психологических наук, доцент, кафедра возрастной психологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: s-molch2001@mail.ru

Кирилл Кирсанов

Кирсанов Кирилл Александрович. Аспирант, кафедра возрастной психологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: kirkirsanov@gmail.com

Литература

Argyle M. Psikhologiya schast'ya [The Psychology of Happiness]. Moscow: Progress, 1990. (in Russian)

Berg V. Kar'era – superigra [Carreer – supergame]. Moscow: Interekspert, 1998. (in Russian)

Brushlinskii A.V. Psikhologiya sub"ekta [Psychology of subject]. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2003. (in Russian)

Chudnovskii V.E. Smysl zhizni: problema otnositel'noi emansipirovannosti ot «vneshnego» i «vnutrennego» [The life meaning: the problem of emansipation of "external" and "internal"]. Psikhologicheskii Zhurnal, 1995, 16(2),15–26. (in Russian)

Druzhinin V.N. Struktura i logika psikhologicheskogo issledovaniya [Structure and logic of psychological investigation]. Moscow: Institut psikhologii RAN, 1994. (in Russian)

Frankl V. Chelovek v poiskakh smysla [Man’s search for meaning]. Moscow: Progress, 1990. (in Russian)

Ginzburg M.R. Lichnostnoe samoopredelenie kak psikhologicheskaya problema [Personal self-determination as psychological problem]. Voprosy Psikhologii, 1988, No. 2, 19–26. (in Russian)

Klimov E.A. Obraz mira v raznotipnykh professiyakh [World image in different professions]. Moscow: Mosk. gos. universitet, 1995. (in Russian)

Klimov E.A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Rostov-na-Don: Feniks, 1996. (in Russian)

Mamardashvili M.K. In: O chelovecheskom v cheloveke [About human in human being]. Moscow: Politizdat, 1991. pp. 8–21. (in Russian)

Marcia J.E. Development and validation of ego identity status. Journal of Personality and Social Psychology, 1966, 3(5), 551–558.

Mogilevkin E.A. Kar'ernyi rost: diagnostika, tekhnologii, trening [Career growth: diagnostic, technologies and training]. St. Petersburg: Rech', 2007. (in Russian)

Münsterberg H. Psikhologiya i uchitel' [Psychology and teacher]. Moscow: Sovershenstvo, 1997. (in Russian)

Orestova V.R., Karabanova O.A. Metody issledovaniya identichnosti v kontseptsii statusov identichnosti D.Marsia [Methods of investigation of idenitity in J.Marcia model of identity status]. Zhurnal prakticheskogo psikhologa, 2005, No. 1, 39–90. (in Russian)

Pryazhnikov N.S. Proforientologiya [Professional orientation]. Moscow: Yurait, 2016a. (in Russian)

Pryazhnikov N.S. Motivatsiya i stimulirovanie truda [Motivation and stimulation of work]. Moscow: Yurait, 2016b. (in Russian)

Pryazhnikov N.S. Problema pereosmysleniya ponyatiya «professiya» v menyayushchikhsya sotsiokul'turnykh realiyakh [The problem of remeaning of definiton "profession" in changing social-cultural realities]. Organizatsionnaya psikhologiya i psikhologiya truda, 2018, 3(1), 4–22. (in Russian)

Rawls J. Teoriya spravedlivosti [Theory of justice]. Novosibirsk: Novosibirskii universitet, 1995. (in Russian)

Saiko E.V. Sub"ekt: sozidatel' i nositel' sotsial'nogo [Subject: creator and carrier of social]. Voronezh: MODEK, 2006. (in Russian)

Schwartz S.H., Butenko T.P., Sedova D.S., Lipatova A.S. Utochnennaya teoriya bazovykh individual'nykh tsennostei: primenenie v Rossii [Refined theory of basic individual values: implication in Russia]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki, 2012, 2(2), 43–70. (in Russian)

Schwartz S.H. Basic individual values: Sources and consequences. In: D. Sander, T. Brosch (Eds.), Handbook of value. Oxford: Oxford University Press, 2015. doi:10.1093/acprof:oso/9780198716600.003.0004

Shchedrovitskii P.G. Ocherki po filosofii obrazovaniya [Essays about philosophy of education]. Moscow: Eksperiment, 1993. (in Russian)

Super D.E. Self-realization through the work and leisure roles. Educational and Vocational Guidance, 1985, No. 43, 1–8.

Tatenko V.A. Psikhologiya v sub"ektnom izmerenii [Psychology in subjective dimension]. Kiev: Prosvita, 1996. (in Russian)

Tolochek V.A. Psikhologiya truda [Psychology of work]. St. Petersburg: Piter, 2017. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 487

Опубликован

14.11.2018

Как цитировать

Пряжников, Н., Молчанов, С., & Кирсанов, К. (2018). Морально-ценностные основания процесса профессионального самоопределения в подростковом возрасте. Психологические исследования, 11(62). https://doi.org/10.54359/ps.v11i62.252

Выпуск

Раздел

Статьи