Перспективы интеграции социальных и клинико-психологических предметностей в контексте разработки системного культурно-исторического исследования
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v11i62.245Ключевые слова:
культурно-историческая психология, культурно-исторические исследования, социальная психология, психология развития, клиническая психология, психотерапия, теории личностиАннотация
Системные культурно-исторические исследования социальных явлений, изучение социальных импликаций в клинико-психологических концепциях личности, равно как и базовых структур социальности, до сих пор недостаточно представлены в современной психологии. Фундаментальные заделы отечественной культурно-исторической психологии не получили активного развития, в том числе и в силу трудностей разработки соответствующих методологий исследования. В статье обсуждаются интегративные предметности социальной психологии, психологии развития и клинической психологии, а также соответствующая методология, значимые для новых исследований в области изучения общения, идентичности, развития самосознания в норме и патологии и др. Обращение к итогам анализа различных форм клинико-психологического знания о личности в контексте изучения конкретно-исторических условий его возможности выявляет сложную психосоциокультурную динамику формирования данного знания. В этой связи изучается роль болезненного опыта и его осознания для развития новых форм психологического познания и открытия новых форм социальности, в том числе и социальности внутреннего мира, мира самосознания. На основе анализа развития клинико-психологического знания обсуждаются перспективы построения культурно-исторического исследования на стыке социальной, возрастной и клинической психологии, что в значительной мере повышает уровень и качество психологического исследования. Этому способствует: а) выделение и анализ новых форм социальности как в теоретических концепциях, так и в практике организации психологического исследования; б) объединение широкого многообразия объективных и феноменологических, диалогически-герменевтических методов и способов работы для понимания и изучения культурно-исторического объекта, психологической теории, личности, особенностей формирования психического расстройства и внутреннего мира пациента. В завершение статьи очерчиваются перспективы дальнейших разработок системного культурно-исторического исследования с опорой на имеющийся у авторов опыт его конкретной реализации, что в конечном итоге может привести хотя и к сложной, многошаговой, но методологически прозрачной технологии, необходимой для его осуществления.
Скачивания
Литература
Andreeva G.M. In G.M.Andreeva, A.I.Dontsov. (Eds.). Sotsial'naya psikhologiya v sovremennom mire [Social psychology in the modern world]. Moscow: Aspekt Press. 2002, pp. 9–26. (in Russian)
Andreeva G.M. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2011, 6(20), 1. http://psystudy.ru (in Russian)
Burlakova N.S. PhD dissertation (Psychology). Lomonosov Moscow State University, Moscow, 1996. (in Russian)
Burlakova N.S., Oleshkevich V.I. Proektivnye metody: teoriya, praktika primeneniya k issledovaniyu lichnosti rebenka [Projective techniques: theory, practical application to the investigation of the child's personality]. Moscow: IOGI, 2001. (in Russian)
Burlakova N. S., Oleshkevich V. I. Psikhologicheskaya kontseptsiya identichnosti E.Eriksona v zerkale lichnoi istorii avtora (opyt issledovaniya prirody kliniko-psikhologicheskogo znaniya) [Psychological conception of identity developed by E.Erikson from the perspective of E.Erikson’s personal history]. Moscow: Maska, 2011. (in Russian)
Burlakova N.S., Oleshkevich V.P. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya, 2010, Vol. 2, 88–97. (in Russian)
Burlakova N.S., Oleshkevich V.I. Voprosy psikhologii, 2012, Vol. 6, 35–44. (in Russian)
Elkonin D. B. Izbrannye psikhologicheskie trudy [Selected psychological works]. Moscow: Pedagogika, 1989. (in Russian)
Foucault M. History of Madness in the Classical Age. St. Petersburg: Universitetskaya kniga, 1997. (in Russian)
Guseltseva M.S. Voprosy psikhologii, 2002, Vol. 3, 119–131. (in Russian)
Khoroshilov D.A. Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal, 2016, Vol. 3, 75–84. (in Russian)
Koltsova V.A. Istoriya psikhologii: problemy metodologii [History of psychology: problems of methodology]. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2008. (in Russian)
Kon I.S. Rebenok i obshchestvo [Child and Society]. Moscow: Akademiya, 2003. (in Russian)
Martsinkovskaya T.D. Kul'tura i subkul'tura v prostranstve psikhologicheskogo khronotopa [Culture and subculture in space of psychological hronotope]. Moscow: Smysl, 2016. (in Russian)
Oleshkevich V. I. Metodologiya i istoriya psikhologii, 2007, 2(1), 20–36. (in Russian)
Oleshkevich V.I. Kul'turno-istoricheskaya psikhologya, 2011, Vol. 1, 99–107. (in Russian)
Oleshkevich V.I. Psikhologiya, psikhoterapiya i sotsial'naya pedagogika A.Adlera [A.Adler's psychology, psychotherapy and social pedagogy]. Moscow: Yurait. 2017. (in Russian) | Puzyrei A.A. Psikhologiya. Psikhotekhnika. Psikhagogika [Psychology. Psychotechnique. Psychogogika]. Moscow: Smysl, 2005. (in Russian) | Sokolova E.T. Klinicheskaya psikhologiya utraty Ya [Clinical psychology of loss Ego]. Moscow: Smysl, 2015. (in Russian)
Stefanenko T.G. In: G.M. Andreeva, A.I. Dontsov. (Eds.), Sotsial'naya psikhologiya v sovremennom mire [Social psychology in the modern world]. Moscow: Aspekt Press, 2002. pp. 27–41. (in Russian)
Shchedrina T.G. (Ed.). Stil' myshleniya: problema istoricheskogo edinstva nauchnogo znaniya [Style of thinking: the problem of historical unity of scientific knowledge]. Moscow: Rossiiskaya politicheskaya entsiklopediya (ROSSPEN), 2011. (in Russian)
Zinchenko V.P., Pruzhinin B.I., Shchedrina T.G. Istoki kul'turno-istoricheskoi psikhologii: filosofsko-gumanitarnyi kontekst [Sources of cultural and historical psychology: philosophical and humanitarian context]. Moscow: Rossiiskaya politicheskaya entsiklopediya (ROSSPEN), 2010. (in Russian)