Переосмысление психодиагностической работы с принимающими семьями с позиций конструктивизма

Авторы

  • Екатерина Жуйкова
  • Леонора Печникова
  • Андрей Рыжов

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v12i63.244

Ключевые слова:

принимающая семья, метод репертуарных решеток, конструктивизм, приемный ребенок, семейная психотерапия

Аннотация

Статья посвящена анализу перспективы использования конструктивистского подхода в психологическом обследовании принимающей семьи на фоне тенденций к ужесточению отбора кандидатов в приемные родители. Основные идеи конструктивизма (понимание познания как конструирования, контекстуальность истины, критерий хорошего знания – его полезность) рассматриваются с точки зрения применимости к психодиагностике. Приводится обзор основных идей Дж.Келли в рамках его теории личностных конструктов, исследований в психологии семьи и семейном устройстве методами ранговых решеток. Детально описывается процесс формирования системы конструктов в детско-родительских отношениях, ее влияние на ожидания родителей от ребенка и оценку качества взаимодействия с ним. Представлен опыт применения метода исследования ожиданий и установок родителей по отношению к потенциальному приемному ребенку с помощью оценивания детских фотографий, обсуждаются аспекты количественного и качественного анализа решеток: оценка разнообразия содержания конструктов и способности регулировать аффективную реакцию; выявление жестких убеждений и стереотипов об усыновлении; оценка уровня рефлексии, ментализации и коммуникативных искажений; выявление признаков специфического отношения к членам семьи. На основании анализируемых аспектов выделяются ключевые направления и техники семейной психотерапии с приемными семьями, а также темы для адресной подготовки кандидатов в приемные родители. Подчеркивается, что психологическая диагностика приемных родителей, основанная на идеях конструктивизма, исключает оценку семей с точки зрения их функциональности и готовности выполнять родительские обязанности, а фокусируется на идеях сотрудничества и оказания помощи по тем направлениям, которые не позволяют семье быть удовлетворенными внутренними отношениями и отношениями с социумом.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Екатерина Жуйкова

Жуйкова Екатерина Борисовна. Научный сотрудник, лаборатория психологии подростка, Психологический институт РАО, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. E-mail: e.b.zhuykova@gmail.com

Леонора Печникова

Печникова Леонора Сергеевна. Кандидат психологических наук, доцент, кафедра нейрои патопсихологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: pech56@mail.ru

Андрей Рыжов

Рыжов Андрей Леонидович. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, кафедра нейрои патопсихологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: andrey.ryzhov@gmail.com

Литература

Butler R., Green D. The child within: taking the young person’s perspective by applying personal construct theory. London: Wiley, 2007.

Carr A. Family therapy: concepts, process and practice. Chichester: Wiley, 2006.

Cooper E. Exploring the personal constructs of looked after children and their foster carers: a qualitative study. PhD dissertation. University of Herfordshire, 2011.

Fransella F., Bell R., Bannister D. A manual for repertory grid technique. New York, London: Wiley, 2004.

Hicks C., Nixon S. The use of a modified repertory-grid technique for assessing self-concept of children in Local Authority foster care. British Journal of Social work, 1989, Vol. 19, 203–216.

Kelly G. Teoriya lichnosti: psikhologiya lichnykh konstruktov [Personality Theory: Psychology of Personal Constructs]. St. Petersburg: Rech', 2000. (in Russian)

Kitson B. Changing places. Educational and child psychology, 1996, 13(4), 29–35.

Kotler T., Chetwynd J. Changes in family members during psychotherapy. Human relations, 1980, 33(2), 101–110.

McConahie H. Parents and Young Mentally Handicapped Children: A Review of Research Issues. London: Routledge, 1986.

Morrison P. The caring attitude in nursing practice: a repertory grid study of trained nurse’s perceptions. Nurse education today, 1991, Vol. 11, 3–12.

Nissim R. What makes for successful fostering? using repertory grids to answer this question. Educational and child psychology, 1996, 13(4), 36–43.

Prikhozhan A.M., Tolstykh N.N. Psikhologiya sirotstva [Psychology of orphanhood]. St. Petersburg: Piter, 2005. (in Russian)

Safuanov F.S., Kulakov S.S. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2017, 9(2), 128–144. (in Russian)

Sharma S., Winter D., McCarthy M. A personal construct approach to understanding stress in mothers of children diagnosed with autism spectrum disorders. Journal of constructivist psychology, 2013, 26(1), 50–61.

Sotsial'naya zashchita detei-sirot: vazhnye pokazateli za 6 let. Ofitsial'nyi sait Pravitel'stva Rossii [Social protection of orphans: important indicators for 6 years. Official website of the Russian Government]. http://government.ru/info/32116/ (in Russian)

Ulanovskii A.M. Voprosy psikhologii, 2009, No. 2, 35–45. (in Russian)

Zharov A. Novyi zakonoproekt pro detei-sirot i ikh roditelei. Pochemu on takoi, i chto delat', esli on ne nravitsya [The new bill about orphans and their parents. Why is he like that and what to do if he doesn't like it]. Moscow: Biblioteka advokata Zharova, 2019. http://zharov.info/archives/7605 (in Russian)

Zhuykova E.B., Pechnikova L.S., Ryzhov A.L. Natsional'nyĭ psikhologicheskiĭ zhurnal, 2018, 1(29), 50–62. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 247

Опубликован

20.02.2019

Как цитировать

Жуйкова, Е., Печникова, Л., & Рыжов, А. (2019). Переосмысление психодиагностической работы с принимающими семьями с позиций конструктивизма. Психологические исследования, 12(63). https://doi.org/10.54359/ps.v12i63.244

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)