Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

2020 Том 13 No. 69

Корнеев А.А., Ломакин Д.И., Курганский А.В. Возрастные особенности запоминания по-следовательности движений, заданной зрительным образцом

English version: Korneev A.A., Lomakin D.I., Kurgansky A.V. Age-related features of memorizing a sequence of movements specified by a visual template

Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Москва, Россия
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Москва, Россия

Описаны результаты исследования запоминания и удержания серийной информации в рабочей памяти в разных возрастах – у детей 9–11 лет, подростков и взрослых. Испытуемых просили воспроизводить ломаные линии – последовательности вертикальных и горизонтальных отрезков прямой линий, – предъявляемые (1) как статическое изображение и (2) как динамический объект – курсор, движущийся вдоль ломаной линии. Сложность траекторий задавалась количеством составляющих ее отрезков (от 4 до 6). Анализировалось число ошибок, а также временные параметры ответов испытуемых – время реакции (RT) и среднее время выполнения одного элемента последовательности (MT). Результаты показали, что с возрастом снижается число ошибок, причем это характерно в основном для режима динамического предъявления. Подростки выполняют это задание заметно точнее, чем дети, но хуже взрослых. Обнаружено, что время реакции заметно увеличивается к подростковому возрасту и остается довольно высоким у взрослых. Среднее время выполнения отдельного элемента у подростков практически не отличается от результатов, полученных в группе детей, в то время как у взрослых оно резко снижается. Повышение с возрастом точности воспроизведения шаблонов может отражать улучшение точ-ности репрезентаций последовательности в рабочей памяти. Увеличение латентного времени при подготовке двигательного ответа может быть связано с более подробным планированием предстоящего серийного действия. Согласно нашим данным, подростки занимают промежуточное положение между детьми и взрослыми: для них характерно уже достаточно высокое качество репрезентации последовательности и ее полнота, подробное планирование предстоящего серийного действия, однако еще недостаточно сформирован текущий контроль моторной реализации, в силу чего относительно велика роль текущего программирования при выполнении серии движений. Сравнение воспроизведения последовательностей, заданных различными (статическим и динамическим) способами, показывает, что по мере взросления количество ошибок в двух режимах различается все меньше, в то время как временные параметры выполнения движений, напротив, начинают различаться. 

Ключевые слова: рабочая память, внутренняя репрезентация, серийный порядок, младшие школьники, подростки

Полный текст статьи PDF >>

Поступила в редакцию 14 марта 2020 г. Дата публикации: 07 апреля 2020 г.

Ссылка для цитирования

Стиль psystudy.ru

Корнеев А.А., Ломакин Д.И., Курганский А.В. Возрастные особенности запоминания последовательности движений, заданной зрительным образцом. Психологические исследования, 2020, 13(69), 3. http://psystudy.ru

Стиль ГОСТ
Корнеев А.А., Ломакин Д.И., Курганский А.В. Возрастные особенности запоминания последовательности движений, заданной зрительным образцом. // Психологические исследования. 2020. Т. 13, № 69. С. 3. URL: http://psystudy.ru 

Адрес статьи:  http://psystudy.ru/index.php/num/2020v13n69/1725-korneev69.html

К началу страницы >>

Related Articles