Желательный ценностный профиль сотрудника с точки зрения российских работодателей

Авторы

  • Ирина Савинова
  • Владимир Штроо

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v13i73.173

Ключевые слова:

соответствие личности организации, ценности, ценностный профиль, ожидания руководителей, наём сотрудников

Аннотация

Рассматриваются результаты изучения ожиданий руководителей российских компаний в отношении ценностей их потенциальных сотрудников. Ценности рассмотрены в контексте найма персонала как один из значимых критериев при оценке степени соответствия сотрудника организации (Person-Organization Fit). Исследование носило поисковый характер и было построено на основе экспертного опроса 174 руководителей ведущих российских компаний, входящих в реестр РСПП со штатом сотрудников от 10 до 2450 человек. Из них 130 мужчин (возраст 31–56 лет, опыт руководящей деятельности от 7 до 29 лет), и 44 женщины (возраст 35–47 лет, опыт руководящей деятельности от 3 до 17 лет). Исследовательский вопрос: «Существуют ли устойчивые структуры ценностных предпочтений у руководителей российских организаций?». Для сбора первичных данных были использованы опросник «Обзор ценностей» Ш.Шварца и набор авторских виньеток. В целом по выборке для российских руководителей наиболее желательными для их потенциальных сотрудников оказались ценности Универсализм, Стимуляция, Безопасность, Самостоятельность. Вместе с тем нами была обнаружена специфика предпочитаемых руководителями для своих потенциальных сотрудников ценностей: для микропредприятий – Универсализм, Самостоятельность и Безопасность; в малом бизнесе – Стимуляция, Универсализм, Безопасность; в среднем бизнесе – Безопасность, Стимуляция, Универсализм; в крупном бизнесе – Самостоятельность, Универсализм и Безопасность. Итоги. Впервые научно проанализированы ценностные ожидания российских руководителей. Полученные результаты могут оказаться полезными для совершенствования практики найма в российских компаниях и коррекции их «ценностном предложении работодателя», поскольку открывается необходимость сопоставления «личных ожиданий руководителя» и транслируемого HR-брендом ценностного профиля. Важным итогом исследования также стала проверка внешней валидности разработанного инструмента (набора виньеток) для экспресс-диагностики ценностных ожиданий (предпочтений) руководителя относительно нанимаемого сотрудника.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Ирина Савинова

Савинова Ирина Анатольевна. Аспирантка аспирантской школы по психологии департамента психологии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Армянский пер., д. 4/2, 101000 Москва, Россия. E-mail: isavinova@hse.ru

Владимир Штроо

Штроо Владимир Артурович. Кандидат психологических наук, доцент, профессор департамента психологии факультета социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Армянский пер., д. 4/2, 101000 Москва, Россия. E-mail: vstroh@hse.ru

Литература

Cyrillic letters are transliterated according to BSI standards. The titles are given in author’s translation.

Boon C., Den Hartog D.N., Boselie P., Pauwe J. The relationship between perceptions of HR practices and employee outcomes: Examining the role of person-organization and person–job fit. The International Journal of Human Resource Management. 2011, 22(1), 138-162.

Cable D.M., Edwards J.R. Complementary and supplementary fit: A theoretical and empirical integration. Journal of Applied Psychology. 2004, 89(5), 822-834.

Clifford S., Iyengar V., Cabeza R. et al. Moral foundations vignettes: a standardized stimulus database of scenarios based on moral foundations theory. Behavior Research Methods, 2015, 47(4), 1178-1198.

Collins C.J., Han J. Exploring applicant pool quantity and quality: The effects of early recruitment practice strategies, corporate advertising, and firm reputation. Personnel Psychology. 2004, No. 57, 685-717.

Cromheecke S., Van Hoye G., Lievens F. Changing things up in recruitment: Effects of a вЂstrange’ recruitment medium on applicant pool quantity and quality. Journal of Occupational and Organization-al Psychology. 2013, No. 86, 410-416.

De Cooman R., Vantilborgh T., Bal M., Lub X.D. Creating inclusive teams through perceptions of supplementary and complementary person–team fit: Examining the relationship between person-team fit and team effectiveness. Group and Organization Management. 2016, 41(3), 310-342.

Dineen B.R., Williamson I.O. Screening-oriented recruitment messages: Antecedents and relation-ships with applicant pool. Human Resources Management. 2012, 51(3), 343-360.

Dmitriyeva L.I., Borisova A.A. Tsennostnyye oriyentatsii pri trudoustroystve: klyuchevyye indikatory HR-brenda. Ekonomika truda. 2019, 6 (4), 1523-1532. (In Russian)

Edwards J.R. Alternatives to difference scores as dependent variables in the study of congruence in organizational research. Organizational Behavior and Human Decision Processes. 1995, 64(3), 307-324.

Edwards J.R., Cable D.M. The value of value congruence. Journal of Applied Psychology. 2009, 94(3), 654-677.

Eliseenko A.S., Stroh W.A. K voprosu ob izmerenii sootvetstviya lichnosti i organizatsii. In: S. Ben-ton, N.V. Antonova, W.A. Stroh, N. L. Ivanova (Eds.) Biznes-psikhologiya v mezhdunarodnoy per-spektive: kollektivnaya monografiya. Moscow: Universitetskaya kniga. 2017, 246-251. (In Russian)

Emelyanov E.N., Povarnitsyna S.E. Psikhologiya biznesa. Moscow: Armada, 1998. (In Russian)

Federalnyy zakon ot 24.07.2007 No 209-FZ (red. from 08.06.2020) “O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiyskoy Federatsii”. Sobraniye zakonodatelstva RF, 2020. (In Russian)

Harris S.G., Mossholder K.W. The affective implications of perceived congruence with culture di-mensions during organizational transformation. Journal of Management. 1996, 22(4), 527-547.

Hu Q., Yao J., Zhang Z. Selecting people based on person–organisation fit: Implications for intrateam trust and team performance. Human Resource Management Journal. 2020, 30(3), 1-18.

Ivanov M.A., Shusterman D.M. Organizatsiya kak vash instrument: rossiyskiy mentalitet i praktika biznesa. Moscow: Alpina Publisher, 2006. (In Russian)

Judge T.A., Bretz R.D. Effects of work values on job choice decisions. Journal of Applied Psycholo-gy. 1992, 77(3), 261-271.

Kabalina V.I., Cheglakova L.M. Korporativnyye tsennosti v upravlenii rossiyskimi kompaniyami. Rossiyskiy zhurnal menedzhmenta. 2013, 11(3), 3-28. (In Russian)

Kabalina V.I., Pakhomova A.A. Vliyaniye kongruentnosti tsennostey kandidata i organizatsii na pod-bor personala. Organizatsionnaya psikhologiya. 2014, 4(4), 51-73. (In Russian)

Kabalina V.I., Reshetnikova K.V. Tsennosti rossiyskikh menedzherov i korporativnyye tsennosti. Rossiyskiy zhurnal menedzhmenta, 2014, 12 (2), 37-66. (In Russian)

Karandashev V.N. Metodika Shvartsa dlya izucheniya tsennostey lichnosti: kontseptsiya i meto-dicheskoye rukovodstvo. SPb.: Rech, 2004. (In Russian)

Katz D., Kahn R.L. The social psychology of organizations. NY: Wiley, 1978.

Kozlowski S.W. J., Klein K.J. A multilevel approach to theory and research in organizations: Contex-tual, temporal, and emergent processes. In K.J. Klein and S.W.J. Kozlowski (Eds.), Multilevel theory, research, and methods in organizations: Foundations, extensions, and new directions. San Francisco: Jossey-Bass, 2000. 3-90.

Kristof A.L. Person-organization fit: An integrative review of its conceptualizations, measurements, and implications. Personnel psychology. 1996, 49(1), 1-49.

Kristof-Brown A. L., Billsberry J. (Eds.). Organizational fit: Key issues and new directions. Chiches-ter: Wiley-Blackwell, 2013.

Kristof-Brown A.L., Zimmerman R.D., Johnson E.C. Consequences of individuals fit at work: A me-ta-analysis of person–job, person–organization, person–group, and person–supervisor fit. Personnel Psychology, 2005, 58, 281-342.

Lebedeva N.M. Tsennostnyy komponent v kharakteristike russkogo natsional'nogo kharaktera i yego vliyaniye na ekonomicheskoye razvitiye Rossii. Mir psikhologii, 2009, 59(3), 58-68. (In Russian)

Mandrikova E.U., Safiullina E.R. Rol sootvetstviya lichnosti organizatsii (person–organization fit) v formirovanii chelovecheskogo kapitala organizatsii. Organizatsionnaya psikhologiya, 2013, 3(4), 2-17. (In Russian)

O’Reilly C.A., Chatman J.A., Caldwell D.F. People and organizational culture: A profile comparison approach to assessing person–organization fit. Academy of Management Journal, 1991, 34, 487-516.

Oh I.S., Tesluk P. E., Moore O.A., Van Katwyk P., Hazucha J. Developing leaders’ strategic thinking through global work experience: The moderating role of cultural distance. Journal of Applied Psy-chology. 2014, 99(5), 867-882.

Osipova A.S., Kabalina V.I., Mondrus O.V. Praktiki privlecheniya i otbora talantlivykh sotrudnikov v kompaniyakh traditsionnykh otrasley i ekonomiki znaniy. Organizatsionnaya psikhologiya. 2018, 8(4), 39-74. (In Russian)

Panyusheva T.D., Efremova M.V. Analiz russkoyazychnoy versii oprosnika tsennostnykh oriyentatsiy (SVS) SH. Shvartsa metodom kognitivnogo intervyu. Sotsialnaya psikhologiya i obshchestvo. 2012, 3(3), 116-128. (In Russian)

Pritchard R. Foreword. In C. Ostroff, T.A. Judge (Eds.) Perspectives on Organizational Fit. NY: Psy-chology Press, 2007. 11-12.

Puzanova Z.V., Tertyshnikova A.G. Metod vinyetok v sotsiologicheskikh issledovaniyakh: metodo-logicheskiye printsipy i metodicheskiye resheniya. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narod-ov. Ser.: Sotsiologiya. 2015, 4, 44-56. (In Russian)

Qiongjing H., Jingjing Ya., Zhi‐Xue Zh. Selecting people based on person-organisation fit: Implica-tions for intrateam trust and team performance. Human Resource Management Journal. Vol. 2020, 30(3), 441-460. DOI: 10.1111/1748-8583.12299

Reshetnikova K.V., Predvoditeleva M.D. Rossiyskiy turoperator glazami sotsiologa: vzaimosvyaz tsennostey sotrudnikov i organizatsii. Organizatsionnaya psikhologiya. 2014, 4(3), 36-53. (In Rus-sian)

Rokeach Рњ. The nature of human values. NY: Free Press, 1973.

Ruiz-Palomino P., Martínez-Cañas R., Fontrodona J. Ethical culture and employee outcomes: The mediating role of person-organization fit. Journal of Business Ethics, 2013, 116(1), 173-188.

Schneider B., Goldstein H.W., Smith D.B. The ASA framework: An update. Personnel Psychology, 1995, 48(4), 747-773.

Schwartz S.H. Are there universal aspects in the structure and contents of human values? Journal of Social Issues. 1994, 50, 19-46.

Schwartz S.H., Bardi A. Value hierarchies across cultures: Taking a similarities perspective. Journal of cross-cultural psychology. 2001, 32, 268-290.

Schwartz S.H., Bilsky, W. Toward a theory of the universal content and structure of values: Extensions and cross-cultural replications. Journal of Personality and Social Psychology. 1990, 58(5), 878-891.

Seong J.Y., Kristof-Brown A.L., Park, W.W., Hong D.S., Shin, Y. Person–group fit: Diversity antecedents, proximal outcomes, and performance at the group level. Journal of Management. 2015, 41(4), 1184-1213.

Staw B.M., Sutton R.I. Macro organizational psychology. In J. K. Murnighan (Ed.), Social psychology in organizations: Advances in theory and research. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1992. 350-384.

Tinsley C.H. How negotiators get to yes: Predicting the constellation of strategies used across cultures to negotiate conflict. Journal of Applied Psychology. 2000, 86(4), 583-593.

Vancouver J.B., Schmitt N.W. An exploratory examination of person-organization fit: Organizational goal congruence. Personnel Psychology. 1991, 44(2), 333-352.

Verquer M.L., Beehr T.A., Wagner S.H. A meta-analysis of relations between person–organization fit and work attitudes. Journal of Vocational Behavior. 2003, 63(3), 473-489.

Weller I., Holtom B.C., Matiaske W., Mellewigt T. Level and time effects of recruitment sources on early voluntary turnover. Journal of Applied Psychology. 2009, 94(5), 1146-1162.

Yadov V.A. Samoregulyatsiya i prognozirovaniye sotsial'nogo povedeniya lichnosti: Dispozitsionnaya kontseptsiya. Moscow: Tsentr sotsial'nogo prognozirovaniya i marketinga, 2013. (In Russian)

Число просмотров

Просмотров: 285

Опубликован

04.11.2020

Как цитировать

Савинова, И., & Штроо, В. (2020). Желательный ценностный профиль сотрудника с точки зрения российских работодателей . Психологические исследования, 13(73). https://doi.org/10.54359/ps.v13i73.173

Выпуск

Раздел

Статьи