2020 Том 13 No. 73

Конева Е.В., Солондаев В.К. Психологические факторы речевого развития дошкольников

English version: Koneva E.V., Solondaev V.K. Psychological factors of preschoolers speech development 

Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова, Ярославль, Россия

 

Приводятся данные исследования, целью которого было выявление факторов, влияющих на уровень речевого развития детей, проживающих в городской и сельской местности. В исследовании участвовали 274 ребенка, из них 128 девочек, 146 мальчиков в возрасте от 2 до 7 лет, в том числе 139 сельских детей и 135 городских, а также 274 родителя женского пола 21–42-летнего возраста. Методы исследования: сoциальнo-демoграфическая анкета, опросник «Семейные отношения и дом», оценивающий взаимосвязи с внешней пo отношению к семье социальной средой, семейные отношения, семейную деятельность; методика комплексного обследования состояния речевых функций А.П.Вороновой. Результаты методик обрабатывались в свободном статистическом программном пакете R. Обнаружено системное влияние факторов, связанных с речевым развитием детей, на уровень развития речи. Воздействие системы на изучаемый феномен отличается от влияния каждого отдельного фактора (половая принадлежность испытуемых, наличие или отсутствие дополнительных занятий с детьми, степень активности семейного и внесемейного взаимодействия внутри семьи и с внешним окружением). Система факторов, связанных с уровнем речевого развития, имеет количественно-качественную природу. Общий уровень развития речи детей не зависит от места их проживания (городская или сельская местность), а также от состава семьи (однодетные или двухдетные семьи). При этом имеется опосредованная (через количество детей в семье) связь одного из параметров речевого развития, а именно понимания речи, с проживанием детей в городе или селе. В детерминации речевого развития наиболее значим возрастной фактор (при том, что критерии уровня речевого развития различны для разных возрастных периодов, то есть очевидность результатов исключена).

Ключевые слова: макросреда, микросреда, город, село, речь, дошкольный возраст, функционирование семьи, конфигурация семьи, семейный уклад

Полный текст статьи PDF >>

Поступила в редакцию 25 марта 2020 г. Дата публикации: 04 ноября 2020 г.
 

Ссылка для цитирования

Стиль psystudy.ru
Конева Е.В., Солондаев В.К. Психологические факторы речевого развития дошкольников. Психологические исследования, 2020, 13(71), 2. http://psystudy.ru

Стиль ГОСТ
Конева Е.В., Солондаев В.К. Психологические факторы речевого развития дошкольников// Психологические исследования. 2020. Т. 13, № 71, C. 2. URL: http://psystudy.ru

Адрес статьи: http://psystudy.ru/index.php/num/2020v13n73/1800-koneva73.html

К началу страницы >>