Роль когнитивной флексибильности в проявлении атрибутивного стиля и стратегиях совладающего поведения в период ранней взрослости

Авторы

  • Екатерина Осаволюк

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v13i74.164

Ключевые слова:

когнитивная флексибильность, опросник когнитивной флексибильности, атрибутивный стиль, копинг, познавательные способности

Аннотация

Представлены результаты исследования, направленного на выявление роли когнитивной флексибильности в проявлении оптимистического атрибутивного стиля и стратегиях совладающего поведения. В исследовании приняли участие 269 респондентов.
Уровень выраженности когнитивной флексибильности оценивался при помощи «Опросника когнитивной флексибильности». Для диагностики оптимистического атрибутивного стиля применялся «Опросник стиля объяснения успехов и неудач» для взрослых, с целью определения копинг-стратегий была использована методика «Стратегии совладающего поведения». Результаты исследования показали различия в группах с высоким, средним и низким уровнем когнитивной флексибильности: параметры атрибутивного стиля «стабильность» и «глобальность», «общий показатель оптимизма» и «оптимизм в ситуациях успеха» характеризуют респондентов с высокими и средними показателями когнитивной флексибильности, параметр «контроль» атрибутивного стиля выражен у лиц с высокими показателями исследуемой способности. Параметры «альтернативы» и «контроль» когнитивной флексибильности выступают предикторами выбора некоторых стратегий совладающего поведения и атрибутивного стиля. Стратегии «планирование решения проблемы» и «положительная переоценка» продемонстрировали обусловленность обоими параметрами когнитивной флексибильности. Стратегия «самоконтроль» обусловлена параметром «альтернативы» с положительным значением, а стратегия «бегство-избегание» – отрицательным показателем параметра «Контроль» когнитивной флексибильности. Структура исследуемой выборки представлена в трех профилях. Первый характеризуется (n = 110) средними значениями исследуемых показателей, второй профиль (n = 130) представлен респондентами с высокими показателями, третий профиль (n = 29) включает респондентов с низкими значениями.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Екатерина Осаволюк

Осаволюк Екатерина Юрьевна. Соискатель степени кандидата психологических наук, департамент психологии факультета социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ул. Мясницкая, 20, 101000 Москва, Россия. E-mail: codeeka@mail.ru

Литература

Cyrillic letters are transliterated according to BSI standards. The titles are given in author’s translation.

Anan'ev B.G. Chelovek kak predmet poznaniya. 3-e izd. SPb.: Piter, 2010. (In Russian)

Bogomaz S.A., Levitskaya T.E. Predpochteniya v vybore koping – strategii u lits s vysokim urovnem gibkosti // Sibirskii psikhologicheskii zhurnal. 2008. 27. 31–36. (In Russian)

Borisova N.M. Vozrast i koping: vybor strategii sovladayushchego povedeniya v raznye perio-dy vzroslosti. V kn. Psikhologiya stressa i sovladayushchego povedeniya: vyzovy, resursy, bla-gopoluchie. Materialy V Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, Kostroma: Kostromskoi gosudarstvennyi universitet. T. 1. 2019. 319–323. (In Russian)

Borisova N.M., Shapovalenko I.V. Vozrast i koping: protivorechiya, vzaimosvyazi i perspek-tivy issledovanii. V kn. Kul'turno-istoricheskii podkhod v sovremennoi psikhologii raz-vitiya: dostizheniya, problemy, perspektivy. Materialy shestoi vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii po psikhologii razvitiya, posvyashchennoi 80-letiyu so dnya rozhde-niya professora L.F. Obukhovoi, Moskva: Moskovskii gosudarstvennyi psikhologo-pedagogicheskii universitet. 2018. 489–485. (In Russian)

Bokhan T.G. Vozrastnye i sotsial'no-psikhologicheskie kharakteristiki koping-strategii v periodakh yunoshestva i rannei vzroslosti // Sibirskii psikhologicheskii zhurnal. 2002. 16(17). 66–78. (In Russian)

Brait Dzh., Dzhons F. Stress. Teorii, issledovaniya, mify. SPb.: PraimEVROZNAK. 2003. (In Russian)

Vasserman L.I., Iovlev B.V., Isaeva E.R., Trifonova E.A., Shchelkova O.Yu., Novozhilova M.Yu., Vuks A.Ya. Metodika dlya psikhologicheskoi diagnostiki sposobov sovladaniya so stressovymi i problemnymi dlya lichnosti situatsiyami: Posobie dlya vrachei i meditsinskikh psikhologov. SPb.: SPb NIPNI im. V.M. Bekhtereva. 2009. (In Russian)

Vereshchagina M.V., Chibirova T.N. Etnokul'turnye i polovozrastnye osobennosti koping-strategii. V kn. Molodye uchenye v reshenii aktual'nykh problem nauki. Materialy V Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, Vladikavkaz.: Severo-Osetinskii GU im. K.L. Khe-tagurova, 2014. S. 460-463. (In Russian)

Volkova N.E., Kholodnaya M.A. Ponyatiinye sposobnosti kak faktor osoznaniya resursnykh vozmozhnostei raznykh strategii sovladaniya // Mir psikhologii. 2018. 2(94). 191–201. (In Russian)

Gamezo M.V., Petrova E.A., Orlova L.M. Vozrastnaya i pedagogicheskaya psikhologiya. M.: Peda-gogicheskoe obshchestvo Rossii, 2009. (In Russian)

Gordeeva T.O. Optimisticheskoe myshlenie lichnosti kak sostavlyayushchaya lichnostnogo poten-tsiala // Psikhologicheskaya diagnostika. 2007. No 1. 32–65. (In Russian)

Gordeeva T.O., Osin E.N., Shevyakhova V.Yu. Diagnostika optimizma kak stilya ob'yasneniya uspekhov i neudach: Oprosnik STOUN. M.: Smysl, 2009. (In Russian)

Gordeeva T.O., Sychev O.A ., Osin E.N. Diagnostika optimizma: razrabotka detskogo oprosnika optimisticheskogo stilya ob'yasneniya uspekhov i neudach // Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya. 2017. 13(2). 50–60. (In Russian)

Zalevskii G.V. Psikhologiya lichnosti: fiksirovannye formy povedeniya: uchebnoe posobie dlya bakalavriata i spetsialiteta. 2-e izd. M.: Yurait, 2019. (In Russian)

Il'in E.P. Psikhologiya vzroslosti. SPb.: Piter, 2012. (In Russian)

Isaeva E.R. Vozrastnye i gendernye osobennosti stress-preodolevayushchego povedeniya (na primere rossiiskoi populyatsii) // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2009. 6(84). 86–90. (In Russian)

Karapetyan L.V. Optimizm / pessimizm kak psikhologicheskie prediktory emotsional'no-lichnostnogo blagopoluchiya. Chelovecheskii kapital. 2020. 9(141). 50–63. (In Russian)

Kolyshko A.M. Psikhologiya samootnosheniya. Grodno.: GrGU, 2004. (In Russian).

Kurginyan S.S., Osavolyuk E.Yu. Oprosnik kognitivnoi fleksibil'nosti: struktura russko-yazychnoi versii (CFI-R), nadezhnost' i validnost' oprosnika // Psikhologicheskii zhurnal M.: Institut psikhologii RAN. 2018. 39(2). 105–119. (In Russian)

Lapkina E.V. Psikhologicheskaya zashchita i sovladanie cheloveka v raznye periody vzroslosti // Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. 2010. 3. 213– 218. (In Russian)

Larionova S.S. Issledovanie osobennostei proaktivnogo kopinga starsheklassnikov s raz-nym urovnem stressoustoichivosti. V kn. Aktual'nye problemy sovremennoi nauki: teoriya i praktika. Materialy Mezhdunarodnoi (zaochnoi) nauchno-prakticheskoi konferentsii, Neftekamsk: Nauchno-izdatel'skii tsentr Mir nauki 2020. 824-831. (In Russian)

Nartova-Bochaver S.K. Coping behavior v sisteme ponyatii psikhologii lichnosti // Psikholo-gicheskii zhurnal. 1997. 18(5). 20–30. (In Russian)

Osavolyuk E.Yu. Svyaz' kognitivnoi fleksibil'nosti lichnosti s formal'no-dinamicheskimi svoistvami ee individual'nosti. V kn. Materialy konferentsii Funda-mental'nye i prikladnye issledovaniya sovremennoi psikhologii. M.: Institut psikholo-gii RAN. 2017. 1230–1236. (In Russian)

Rasskazova E.I., Gordeeva T.O., Osin E.N. Koping-strategii v strukture deyatel'nosti i sa-moregulyatsii: Psikhometricheskie kharakteristiki i vozmozhnosti primeneniya metodiki SORE // Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki. 2013. 10(1). 82–118. (In Russian)

Rusalov V.M. Temperament v strukture individual'nosti cheloveka. Differentsial'no-psikhofiziologicheskie i psikhologicheskie issledovaniya. M.: FGBUN Institut psikhologii RAN, 2012. (In Russian)

Seligman M. Novaya pozitivnaya psikhologiya. M.: Sofiya, 2006. (In Russian)

Sosnovskii B.A. Psikhologiya. M.: Vysshee obrazovanie, 2014. (In Russian)

Khazova S.A. Pozitivnaya i negativnaya dinamika koping-resursov v period vzroslosti // Si-birskii pedagogicheskii zhurnal. 2016. 1. 154–161. (In Russian)

Khazova S.A. Rol' kognitivnykh faktorov v sovladanii s zhiznennymi trudnostyami. V kn. Sovladayushchee povedenie: Sovremennoe sostoyanie i perspektivy. Pod red. Zhuravleva A.L., Kryukovoi T.L., Sergienko E.A. M.: Institut psikhologii RAN. 2008. 274–289. (In Russian)

Kharlamenkova N.E. Koping-resursy i resursnost' sotsial'noi podderzhki v period pozdnei vzroslosti. V kn. Gorizonty zrelosti: sbornik tezisov uchastnikov Pyatoi vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii po psikhologii razvitiya. Pod red. L.F. Obukhovoi, I.V. Shapovalenko, M.A. Odintsovoi. M.: GBOU VPO MGPPU. 2015. 328–332. (In Russian)

Bedel A., Ulubey E. The role of cognitive flexibility on explanation adolescent’s coping strategies. Electronic Journal of Social Sciences, 2015, 14(55).

Bock A.M., Gallaway K.C., Hund A.M. Specifying links between executive functioning and theory of mind during middle childhood: cognitive flexibility predicts social understanding. Journal of Cognition and Development, 2015, 16(3), 509–521.

Carver C.S., Scheier M.F. On the self-regulation of behavior. New York: Cambridge University Press, 1998.

Cheng C., Lau H., Chan M. Coping flexibility and psychological adjustment to stressful life changes: A meta-analytic review. Psychological Bulletin, 2014, 140, 1582–1607.

Chevalier N., Blaye A., Dufau S., Lucenet J. What visual information do children and adults consider while switching between tasks? Eye-tracking investigation of cognitive flexibility development. Developmental Psychology, 2010, 46(4), 955–972.

Colzato L.S., Huizinga M., Hommel B. Recreational cocaine polydrug use impairs cognitive flexibility but not working memory. Psychopharmacology, 2009, 207, 225–234.

Cummins R., Nistico H. Maintaining life satisfaction: The role of positive cognitive bias. J. Happiness Studies, 2002, 3, 37– 69.

Dennis J.P., Vander Wal J.S. The cognitive flexibility inventory: instrument development and estimates of reliability and validity. Cognitive Therapy and Research, 2010, 34(3), 241–253.

Diehl M., Chui H., Hay E., Lumley M., Grühn D. Change in Coping and Defense Mechanisms across Adulthood: Longitudinal Findings in a European-American Sample. Dev Psychol, 2014, 50(2), 634–648.

Gopnika A., O’Gradya S., Lucasb Ch., Griffithsa T., Wentea A., Bridgersc S., Aboodyd R., Funga H., Dahl R. Changes in cognitive flexibility and hypothesis search across human life history from childhood to adolescence to adulthood. PNAS, 2017, 30(114), 7892–7899.

Ionescu Th. Exploring the nature of cognitive flexibility. New Ideas in Psychology, 2012, 30(2), 190–200.

Johnson B.T. The Relationship Between Cognitive Flexibility, Coping, and Symptomatology in Psychotherapy. Master's Theses, 2016 (2009).

Kashdan T.B., Rottenberg J. Psychological flexibility as a fundamental aspect of health. Clinical Psychological Review, 2010, 30, 865–878.

Kurginyan S.S., Osavolyuk E. Psychometric Properties of a Russian Version of the Cognitive Flexibility Inventory (CFI-R). Frontiers in Psychology, 2018, 9(845). DOI: 10.3389/fpsyg.2018.00845.

Lazarus R.S. Coping theory and research: Past, present, and future. Psychosomatic Medicine, 1993, 55, 234–247.

Maeng S., Oh H., Song M., Kim Y., Cha S., Bae J., Shin J., Sohn N. Changes in coping strategy with age. Innovation in Aging, 2017, 1(1), 897.

Peterson C., Semmel A., von Baeyer C., Abramson L.Y., Metalsky G.I., Seligman M.E.P. The attributional style questionnaire. Cognitive Therapy and Research, 1982, 6(3), 287–300.

Rosenberg J.M., Beymer P.N., Anderson D.J., Van Lissa C.J., Schmidt J.A. tidyLPA: An R Package to Easily Carry Out Latent Profile Analysis (LPA) Using Open-Source or Commercial Software. Journal of Open Source Software, 2018, 3(30), 978. doi:10.21105/joss.00978.

Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence. Imagination, cognition and Personality, 1994, 9, 185–211.

Scrucca L., Fop M., Murphy T.B., Raftery A.E. mclust 5: clustering, classification and density estimation using Gaussian finite mixture models. The R Journal, 2016, 8(1), 289–317. doi:10.32614/RJ-2016–021.

Spiro R., Jehng J. Cognitive flexibility and hypertext: theory and technology for the non-linear and multidimensional traversal of complex subject matter. In Nix, D. & Spiro, R. (eds.). Cognition, Education and Multimédia: Exploring Ideas in High Technology. Hillsdale New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 1990, 163–205.

Suls J., Fletcher B. The relative efficacy of avoidant and nonavoidant coping strategies: A meta-analysis. Health Psychology, 1985, 4(3), 249–288.

Teasdale J.D., Segal Z.V., Williams J.M.G. How does cognitive therapy prevent depressive relapse and why should attentional control (mindfulness) training help? Behaviour Research and Therapy, 1995, 33, 225–239.

Wixted E., Sue I., Dube S., Potter A. Cognitive Flexibility and Academic Performance in College Students with ADHD: An fMRI Study. UVM Honors College Senior Theses, 2016.

Число просмотров

Просмотров: 315

Опубликован

31.12.2020

Как цитировать

Осаволюк, Е. (2020). Роль когнитивной флексибильности в проявлении атрибутивного стиля и стратегиях совладающего поведения в период ранней взрослости. Психологические исследования, 13(74). https://doi.org/10.54359/ps.v13i74.164

Выпуск

Раздел

Статьи