Роль темперамента и личности в предпочтении стратегий совладающего поведения у студентов-медиков

Авторы

  • Марина Ивашкина
  • Дмитрий Чернов
  • Наталия Радчикова
  • Анна Акопян
  • Виктор Делеви
  • Екатерина Полянская
  • Вера Ерохина

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v14i79.115

Ключевые слова:

личность, темперамент, совладающее поведение, копинг-стратегии, студенты-медики

Аннотация

Изучена роль свойств темперамента и черт личности в выборе стратегий совладания со стрессом в контексте целостной личности как интегрального образованияу студентов-медиков посредством опросника «Большая пятерка», методики изучения структуры темперамента Я.Стреляу, опросника «Индикатор копинг-стратегий» Дж.Амирхана и опросника«Копинг-стратегии» Р.Лазаруса. Выборка составила 632 студента 1–2 курсов РНИМУ им.Н.И.Пирогова. Выделены 4 интегральных типа личности; при этом темпераментальные характеристики вносят больший вклад в возникновение разнообразия этих типов по сравнению с личностными характеристиками. Все типы личности чаще выбирают такие стратегии совладания, как принятие ответственности, планирование решения проблем, положительная переоценка, самоконтроль, поиск социальной поддержки. Наиболее четкая иерархия копингов с выраженным предпочтением стратегии планирования решения проблемы, однозначной взаимосвязью между ранговым местом различных стратегий и конструктивным характером способности совладать со стрессом наблюдается для типа «Социально адаптивный сангвиник», характеризующегося «сангвиническим» типом темперамента, экстравертированностью, социальной направленностью, самоконтролем, склонностью к творческому переосмыслению проблем. Утипа «Социально дистанцированный приспособленец»–характеризующегося уравновешенной, но умеренно сильной инертной нервной системой, интровертированностью, стремлением к социальной отделенности, эмоциональной сдержанностью, практической направленностью поведения, испытывающего трудности в управлении собственным поведением–наблюдается поливариативная иерархическая структура копинг-стратегий, в которой на первом месте стоят несколько эффективных копингов,а стратегия бегства-избегания занимает в этой иерархии среднее ранговое место.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Марина Ивашкина

Ивашкина Марина Георгиевна. Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии и психологии развития, факультет клинической психологии и социальной работы, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова, ул. Островитянова, д. 1, 117997 Москва, Россия. E-mail: wowmania@yandex.ru

Дмитрий Чернов

Чернов Дмитрий Николаевич. Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии и психологии развития, факультет клинической психологии и социальной работы, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова, ул. Островитянова, д. 1, 117997 Москва, Россия. E-mail: chernov_dima@mail.ru

Наталия Радчикова

Радчикова Наталия Павловна. Кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, Московский государственный психолого-педагогический университет, ул. Сретенка, 29, 127051 Москва, Россия. Доцент кафедры возрастной психологии факультета дошкольной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1, 119991 Москва, Россия. E-mail: nataly.radchikova@gmail.com

Анна Акопян

Акопян Анна Николаевна. Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии, факультет клинической психологии и социальной работы Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова, ул. Островитянова, д. 1, 117997 Москва, Россия. E-mail: akanik@yandex.ru

Виктор Делеви

Делеви Виктор Семенович. Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития, факультет клинической психологии и социальной работы, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова, ул. Островитянова, д. 1, 117997 Москва, Россия. E-mail: delevi@mail.ru

Екатерина Полянская

Полянская Екатерина Николаевна. Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии, факультет клинической психологии и социальной работы, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова, ул. Островитянова, д. 1, 117997 Москва, Россия. E-mail: polyanskayae@mail.ru

Вера Ерохина

Ерохина Вера Анатольевна. Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития, факультет клинической психологии и социальной работы, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова, ул. Островитянова, д. 1, 117997 Москва, Россия. E-mail: verayerokhina@rambler.ru

Литература

Cyrillic letters are transliterated according to BSI standards. The titles are given in author’s translation.

Atal S., Cheng S. Socioeconomic Health Disparities Revisited: Coping Flexibility Enhances Health-Related Quality of Life for Individuals Low in Socioeconomic Status. Health and Quality of Life Out-comes, 2016, 14(7). doi: 10.1186/s12955-016-0410-1.

Bolger N. Coping as a Personality Process: A Prospective Study. Journal of Personality and Social Psychology, 1990, 59(3), 525–537. doi: 10.1037//0022-3514.59.3.525.

Carver C., Connor-Smith J. Personality and Coping. Annual review of psychology, 2009, 61, 679–704. doi:10.1146/annurev.psych.093008.100352.

Caspi A., Roberts B.W., Shiner R.L. Personality development: stability and change. Annual review of psychology, 2005, 56, 453–484. doi:10.1146/annurev.psych.55.090902.141913.

Connor-Smith J.K., Flachsbart C. Relations between personality and coping: a meta-analysis. Journal of Personality and Social Psychology, 2007, 93(6), 1080–1107. doi:10.1037/0022-3514.93.6.1080.

Danilova N.P., Shmelev A.G. Test-oprosnik Strelyau. In Praktikum po psikhodiagnostike. Psikhologicheskie metody. M.: MGU, 1988. (in Russian)

Eley D.S., Leung J., Hong B.A., Cloninger K.M., Cloninger C.R. Identifying the Dominant Personal-ity Profiles in Medical Students: Implications for Their Well-Being and Resilience. PLoS One, 2016, 11(8). doi:10.1371/journal.pone.0160028.

Evans P., Martin A.J., Ivcevic Z. Personality, coping, and school well-being: an investigation of high school students. Social Psychology of Education, 2018, 21(5), 1061–1080. doi:21. 10.1007/s11218-018-9456-8.

Gray J.A. A critique of Eysenck’s theory of personality. In H. J. Eysenck (Ed.) A model for person-ality. 1981. Berlin: Springer-Verlag, pp. 246–276.

Gray J.A. The psychophysiological basis of introversion-extraversion. Behaviour research and thera-py, 1970, 8(3), 249–266. doi:10.1016/0005-7967(70)90069-0.

Heffer T., Willoughby T.A. Count of Coping Strategies: A Longitudinal Study Investigating an Al-ternative Method to Understanding Coping and Adjustment. PLoS One, 2017, 12(10). doi:10.1371/journal.pone.0186057.

Hwang H.C., Kim S.M., Han D.H., Min K.J. Associations of Temperament and Character with Cop-ing Strategies Among Office Workers. Psychiatry Investigation, 2020, 17(1), 37–46. doi:10.30773/pi.2019.0084.

Ivashkina M.G., Chernov D.N., Radchikova N.P., Fursov V.V., Esina S.V., Utrobina V.G., Sanoyan T.R., Tarasova A.E., Subbotina R.A. Lechebnoe delo, 2020, No. 2, 120–126 (in Russian). doi:10.24411/2071-5315-2020-12220.

Jenzer T., Read J.P., Naragon-Gainey K., Prince M.A. Coping Trajectories in Emerging Adulthood: The Influence of Temperament and Gender. Journal of Personality, 2019, 87(3), 607–619. doi:0.1111/jopy.12419.

Khromov A.B. Pyatifaktornyi oprosnik lichnosti: Uchebno-metodicheskoe posobie. Kurgan: Izd-vo Kurganskogo gos. universiteta, 2000. (in Russian)

Kryukova T.L., Kuftyak E.V. Zhurnal prakticheskogo psikhologa, 2007, No. 3, 93–112. (in Russian)Lasarus R. Psychological Stress and Coping Process. New York: McGraw-Hill, 1966.

Lecic-Tosevski D., Vukovic O., Stepanovic J. Stress and Personality. Psychiatriki, 2011, 22(4), 290–297.

Leger K.A., Charles S.T., Turiano N.A., Almeida D.M. Personality and Stressor-Related Affect. Journal of Personality and Social Psychology, 2016, 111(6), 917–928. doi:10.1037/pspp0000083.

Leszko M., Iwański R., Jarzębińska A. The Relationship Between Personality Traits and Coping Styles Among First-Time and Recurrent Prisoners in Poland. Frontiers in Psychology, 2020, 10, 29–69. doi:10.3389/fpsyg.2019.02969.

McCrae R.R., Costa P.T. Validation of the five factor model of personality across instruments and observers. Journal of Personality and Social Psychology, 1987, 52(1), 81–90. doi:10.1037/0022-3514.52.1.81.

Pollak A, Dobrowolska M, Timofiejczuk A, Paliga M. The Effects of the Big Five Personality Traits on Stress among Robot Programming Students. Sustainability, 2020, 2(12), 51–96. doi:10.3390/su12125196.

Reed D.J. Coping with Occupational Stress: The Role of Optimism and Coping Flexibility. Psychol-ogy Research and Behavior Management, 2016, 18(9), 71–79. doi:10.2147/PRBM.S97595.

Roesch S.C., Aldridge A.A, Vickers R.R., Jr., Helvig L.K. Testing personality-coping diatheses for negative and positive affect: a longitudinal evaluation. Anxiety, Stress & Coping, 2009, 22(3), 263–281. doi:10.1080/10615800802158419.

Skinner E.A., Zimmer-Gembeck M.J. The development of coping. Annual Review of Psycholo-gy, 2007, 58, 119–144. doi:10.1146/annurev.psych.58.110405.085705.

Solberg N.L, Segerstrom S.C. Dispositional optimism and coping: a meta-analytic review. Personality and Social Psychology Review, 2006, 10, 235–251. doi:10.1207/s15327957pspr1003_3.

Szrajda J., Tudorowska M., Kujawski S., Weber-Rajek M., Sygit-Kowalkowska E., Kobos Z., Słom-ko J., Tafil-Klawe M., Zalewski P. The Big Five personality and temperamental traits and its correla-tion with styles of coping with stress in the fire brigade officers. Journal of Education Culture and So-ciety, 2017, 8, 163-173. doi:10.15503/jecs20172.163.173.

Yaltonskii V.M. PhD dissertation (Medicine). S.-Peterb. gos. universitet, St. Petersburg, 1995. (in Russian)

Zimmer-Gembeck M.J., Skinner E.A. The development of coping: Implications for psychopathology and resilience. In D. Cicchetti (Ed.) Developmental psychopathology. Oxford, England: Wiley, 2016. doi:10.1002/9781119125556.devpsy410.

Число просмотров

Просмотров: 597

Опубликован

23.10.2021

Как цитировать

Ивашкина, М., Чернов, Д., Радчикова, Н., Акопян, А., Делеви, В., Полянская, Е., & Ерохина, В. (2021). Роль темперамента и личности в предпочтении стратегий совладающего поведения у студентов-медиков. Психологические исследования, 14(79). https://doi.org/10.54359/ps.v14i79.115

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)