https://www.psystudy.ru/index.php/num/issue/feed Психологические исследования 2024-02-27T23:59:20+03:00 Редакция журнала "Психологические Исследования" psystudy@psystudy.ru Open Journal Systems <p>Междисциплинарный научный психологический журнал "Психологические исследования" публикует оригинальные статьи по различным отраслям психологии и смежных наук. Адресован профессионалам.</p> <p>Цели журнала: распространение научных психологических знаний, поддержка высоких стандартов научной публикации, содействие интеграции российской психологической науки в мировое информационное научное пространство.</p> <p>Периодичность: 6 выпусков в год. Первый номер опубликован в октябре 2008 года. Текущий номер формируется во второй половине каждого четного месяца (14–28/29 февраля, 14–30 апреля, 14–30 июня, 15–31 августа, 14–31 октября, 15–31 декабря).</p> <p>По данным Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) за 2018 год журнал "Психологические исследования" занимает <a href="https://elibrary.ru/titles_compare.asp">5 и 4 место по величине соответственно двухлетнего и пятилетнего импакт-факторов без самоцитирования, 12 место – по величине Science Index среди российских психологических журналов.</a> Показатели периодически обновляются по мере наполнения базы РИНЦ.</p> <p>Включен ВАК в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, решением Президиума ВАК Минобрнауки РФ N 6/6 от 19.02.2010 г. Журнал "Психологические исследования" стал первым электронным (не имеющим печатного аналога) психологическим журналом, включенным в Перечень ВАК.</p> <p>Специализация по действующей номенклатуре специальностей научных работников соответствует специальности 19.00.00 – "Психологические науки". Коды научных специальностей: 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии; 19.00.04 – Медицинская психология; 19.00.05 – Социальная психология; 19.00.13 – Психология развития, акмеология.</p> <p>Издатель журнала: ООО "Издательство Солитон" [= Editions Soliton].</p> <p>Форма распространения: электронное периодическое издание (ЭПИ). В печатной форме журнал не распространяется.</p> <p>Доступ: свободный доступ посредством телекоммуникационной сети Интернет. Сайт журнала доступен по адресам: psystudy.ru , психолисслед.рф. Бесплатный доступ к полным текстам статей – принципиальная позиция редакции.</p> <p>Официальные языки журнала: русский и английский.</p> <p>Место издания: Москва, Россия.</p> <p>Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях – научных, образовательных, учебных и т.п.</p> <p>При цитировании материалов журнала "Психологические исследования" ссылка на первоисточник обязательна, с указанием сетевого адреса журнала <a href="https://psystudy.ru">https://psystudy.ru</a>.</p> https://www.psystudy.ru/index.php/num/article/view/1487 Культурные правила выражения и распознавание эмоций других людей: различия в распознавании гнева представителями армянской и русской культур 2024-02-27T14:15:56+03:00 Татьяна Сысоева tatiana.sysoeva@mail.ru Егинэ Айрапетян hayrapetian333@gmail.com <p>Изучались особенности распознавания эмоционального состояния другого человека представителями армянской и русской культур. В предварительном исследовании было обнаружено, что армяне, в отличие от русских, склонны в большей степени контролировать экспрессию гнева при взаимодействии с близкими людьми. Одна из идей, объясняющих влияние культуры на распознавание эмоций, предполагает, что правила выражения, которые заставляют подавлять экспрессию в определенных социальных ситуациях, должны компенсироваться представителями соответствующей культуры при оценке ими эмоционального состояния наблюдаемого. Исходя из этого, мы предположили, что, наблюдая за человеком, который находится в ситуации, провоцирующей сильный гнев, но не проявляет его в экспрессии, армяне будут оценивать интенсивность переживаемой им эмоции выше, чем русские, но только для ситуаций взаимодействия с членами своей семьи. В исследовании участвовали 65 армян (в возрасте 17–32 лет, M = 22,31, SD = 2,46, 38% мужского пола) и 64 русских (в возрасте 20–42 лет, M = 22,44, SD = 2,89, 34% мужского пола), которым предлагалось оценить по шкале 1–7 интенсивность гнева, переживаемого героем (изображенным на фотографии с нейтральной экспрессией), который находится в описанной ситуации (давалось вербальное описание ситуации, провоцирующей сильный гнев). Использовалось два типа ситуаций: где герой взаимодействовал с членом семьи и с малознакомым человеком. Армяне, по сравнению с русскими, ставили значимо более высокие оценки интенсивности переживания только для ситуаций взаимодействия с членами семьи. Результат объясняется тем, что наличие культурного запрета на выражение гнева к членам семьи у армян сказывается на том, насколько они ориентируются на экспрессию, оценивая эмоции другого человека.</p> 2024-02-27T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 Татьяна Сысоева , Егинэ Айрапетян https://www.psystudy.ru/index.php/num/article/view/1489 Наличие изображений не является модератором эффекта не-беглости 2024-02-27T15:01:41+03:00 Тимофей Березнер tberezner@hse.ru Елена Горбунова esgorbunova@hse.ru <p>Эффект не-беглости - это улучшение запоминания информации, если ее обработка является затруднительной. Не-беглость обычно создается путем изменения перцептивных характеристик информации. Эффект не-беглости был показан в нескольких исследованиях, но число последующих неудачных его репликаций больше. Среди возможных причин, по которым эффект не-беглости часто не удается обнаружить, мы рассматриваем наличие изображений, сопровождающих текстовую информацию, в качестве возможного модератора этого эффекта. Мы предполагаем, что эффект не-беглости проявится только при отсутствии изображений.</p> <p>Были проведены два эксперимента, в ходе которых участникам была представлена информация, написанная либо шрифтом Arial (беглое условие), либо Comic Sans (не-беглое условие). Информация также либо сопровождалась изображениями, либо нет. В первом эксперименте участников (n = 144) попросили запомнить 40 слов, во втором (n = 142) - 7 вымышленных фактов о Земле. В обоих случаях гипотезы не подтвердились - эффект не-беглости не проявлялся ни при каких условиях.</p> 2024-02-27T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 https://www.psystudy.ru/index.php/num/article/view/1491 Влияние радости и тревоги на эмоциональный эффект Струпа 2024-02-27T22:06:22+03:00 Екатерина Мартынова enmartynova@outlook.com Дмитрий Люсин ooch@mail.ru <p>Эмоциональный эффект Струпа определяется как задержка во времени реакции или увеличение частоты ошибок при назывании цвета эмоциональных слов по сравнению с нейтральными словами. Целью этого исследования было изучить, как радость и тревога влияют на эмоциональный эффект Струпа. Согласно принципу эмоциональной конгруэнтности, обработка информации облегчается, если ее эмоциональная окраска соответствует настроению человека. С точки зрения выполнения эмоциональной задачи Струпа это означает, что значение эмоционально конгруэнтных слов должно обрабатываться легче, а эмоциональный эффект Струпа при этом должен уменьшиться или даже исчезнуть. И наоборот, обработка неконгруэнтных стимулов должна быть осложнена, а влияние значения слова на называние цвета при этом должно быть больше. Основываясь на вышеуказанных соображениях, была выдвинута гипотеза, что эмоциональный эффект Струпа будет сильнее при использовании стимулов, неконгруэнтных эмоциональному состоянию испытуемого. Мы использовали эмоциональную задачу Струпа с нейтральными, радостными и угрожающими словами, музыку для индукции настроения, а также методику ЭмоС-15 для оценки эффективности индукции настроения. Гипотеза была частично подтверждена. Эмоциональный эффект Струпа, оцененный по частоте ошибок, был больше для стимулов, неконгруэнтных эмоциональному состоянию.</p> 2024-02-27T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 https://www.psystudy.ru/index.php/num/article/view/1492 Самоотношение и рефлексия как предикторы профессионального самоопределения психологов 2024-02-27T22:24:45+03:00 Юлия Мезина 2001mezina@gmail.com Екатерина Денисова keithdenisova@gmail.com <p>В статье рассматриваются результаты исследования самоотношения и рефлексии как предикторов профессионального самоопределения психологов. Данной проблеме уделяется немало внимания, однако, выбор профессии оказывает влияние на все сферы жизни человека, именно поэтому проблема изучения выбора профессии не теряет свою актуальность, особенно в динамически изменяющихся условиях развития современного общества. В исследовании приняли участие 472 человека, студенты специальностей психология, лингвистика и медиакоммуникации. Результат показывает, что выраженность некоторых профессиональных склонностей современных студентов слабо коррелирует с особенностями их самоотношения и компонентами рефлексии. При этом последние различаются у студентов разных направлений подготовки. Установлено, что студенты-психологи имеют более высокие показатели рефлексии и самоинтереса. В отношении студентов-психологов не установлено достоверного влияния выраженности внутреннего конфликта на мотивы выбора профессии психолога. В заключении делается вывод о том, что выраженность аутосимпатии, квазирефлексии и системной рефлексии могут быть рассмотрены как предикторы профессионального самоопределения психологов.</p> 2024-02-27T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 https://www.psystudy.ru/index.php/num/article/view/1493 «Я очень сильно маму люблю»: потребности и препятствия в межпоколенном диалоге детей и родителей 2024-02-27T22:41:08+03:00 Анна Иванова anna.ivanova@hse.ru Анастасия Россинская rossinskayaan@mgpu.ru <p>В статье представлены результаты исследования особенностей детско-родительского общения, которое проводилось с целью выявления проблем в коммуникации, препятствующих нормальному межпоколенному диалогу между родителями и их взрослыми детьми (18–32 года). Сбор материала осуществлялся посредством глубинного феноменологического интервью, посвященного общению с родителями в подростковом и взрослом возрасте. Качественный анализ интервью методом конденсации смыслов позволил выделить три ключевых категории смыслов: потребности детей, препятствия для их реализации и стратегии, позволяющие преодолеть их. Было установлено, что потребность детей к сепарации по достижении подросткового и взрослого возраста противоположена потребности родителей в удержании контроля над ребенком. При этом у взрослых детей продолжает сохраняться потребность во внимании со стороны родителей, которая часто не реализуется вследствие недостаточно развитой коммуникативной компетенции у родителей и отсутствия интереса родителей к ребенку. В центре этого конфликта потребностей фиксируется феномен отсутствия общего языка для общения между поколениями в семье, что усугубляется принадлежностью родителей к другому поколению не только в возрастном, но и в историческом аспекте. Отдельную проблему в межпоколенном диалоге составляет отстраненный характер общения с отцом. Было также выяснено, что для преодоления препятствий к нормальному общению дети вырабатывают следующие коммуникативные стратегии: стратегии самозащиты, стратегии заботы о родителях и стратегии установления контакта. В заключение обсуждается необходимость создания возможностей для безопасного общения детей и родителей как в городских пространствах и «третьих местах», так и в формате отдельных событий.</p> 2024-02-27T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 https://www.psystudy.ru/index.php/num/article/view/1494 Гендерная специфика ранних воспоминаний у лиц молодого возраста 2024-02-27T23:28:21+03:00 Эллина Ситнянская ellina96606@mail.ru <p>Представленное исследование посвящено изучению гендерных особенностей ранних автобиографических воспоминаний. Выборку исследования составили 50 человек (в равном соотношении мужчин и женщин) в возрасте от 16 до 26 лет. Для диагностики гендерной идентичности использовался полоролевой опросник С.&nbsp;Бем (BSRI – Bem Sex-Role Inventory, 1974), адаптированный Клециной И.С. в 2003 г., исследование особенностей автобиографической памяти выполнялось с помощью метода интервью. Выявлены гендерные особенности в тематических направлениях ранних воспоминаний: респонденты с феминным гендерным типом затрагивают темы семьи, досуга и хобби чаще других участников. Обнаружено, что участники с маскулинной гендерной идентичностью не склонны затрагивать сферу межличностных отношений при воспроизведении ранних автобиографических воспоминаний. Кроме того, было выявлено, что ранние воспоминания феминных и андрогинных респондентов обладают высокой эмоциональной насыщенностью, в отличие от воспоминаний маскулинных респондентов.</p> 2024-02-27T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 https://www.psystudy.ru/index.php/num/article/view/1495 Теоретико-психологический анализ современных представлений о профессиональной идентичности: общие принципы. Часть 1 2024-02-27T23:36:17+03:00 Евгений Брызгалин r0ld@mail.ru Юлия Александрова julia.a_2004@mail.ru Николай Пряжников nsp-22@mail.ru <p>Профессиональная идентичность (ПИ) активно исследуется в академической психологии и порождает обилие несогласованных точек зрения. Однако с недавних пор в научно-психологической литературе увеличивается количество публикаций, в которых фиксируются консенсуальные, системообразующие положения по профидентичной проблематике, в связи с чем целесообразно свести эту фактичную информацию в общую концептуальную рамку. Один из потенциальных путей для реализации данной цели — литературный обзор, проведенный нами на базе источников, экстрагированных из 1) 112 психологических ВАК-журналов, защищенных кандидатских и докторских диссертаций, а также изданных монографий и глав из книг по теме ПИ на русском языке с помощью научной электронной библиотеки eLibrary.Ru; 2) персональных подборок отечественных и зарубежных трудов, восполнивших недостающие знания. Первая часть литературного обзора позволила представить профессиональную идентичность как ключевой психологический конструкт профессиональной деятельности, выявив его основополагающую специфику, а именно a) неразрывную связь с личностной и социальной идентичностями, при сопряженности которых ПИ берет свое начало, а также соподчиненность с прочими видами идентичности; b) сводную структуру, которая базируется на когнитивном, аффективном и поведенческом компонентах, обусловленных определенным контекстом; c) процессуально-содержательный аспект того, что идентификация и самоопределение имеют первостепенную значимость в организации ПИ, сущность которой слагается из самосознания и самоотношения; d) искаженные разновидности ПИ, связанные с многогранными причинами профессиональной деятельности, в которой нарушено оптимальное функционирование. В заключении делается акцент на том, что в следующей части литературного обзора будут рассмотрены особенности ПИ в ранней взрослости (молодости), включая студенческий возраст, в силу наиболее предопределяющего влияния этого жизненного цикла личности на становление профессиональной идентичности.</p> 2024-02-27T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024